Expo Business Review / Бизнес и люди / Бизнес и люди / Главное в мебели – идеи и эмоции

7 мая 2014

Главное в мебели – идеи и эмоции

О трендах мебельной индустрии, новейших материалах и о том, почему полезны специализированные выставки Expo Business Review, рассказала эксперт в области дизайна, аналитик, создатель и руководитель собственного «Дизайн-лектория» Ольга Косырева. В мае она принимает участие в программе VI Всероссийского мебельного саммита

– Ольга, что собой представляет современный мебельный дизайн?

– Раньше было достаточно того, чтобы вещи хорошо выглядели и были функциональными. Сейчас современный дизайн уже не следует принципу «практичный, красивый, доступный». Вещам нужна какая-то «моральная», идеологическая составляющая. Например, это может быть известный автор или интересный дизайнер, чей узнаваемый почерк делает предмет особенным. Это может быть идея, концепция, история, лежащая в основе ее появления.

Все больше предметов дизайна дрейфуют в сторону искусства, пренебрегая функциональностью до той или иной степени – есть даже такое понятие – «дизайн-арт». Предметы должны удивлять, задевать, вызывать эмоции, в том числе негативные, например отвращение – тут дизайн породнился с современным искусством. И то, что сейчас считается красивым, далеко не так однозначно, как это было для дизайнеров и клиентов Баухауза.

– В школе Баухауз в 1920–1930-е годы стремились создать гармоничную предметную среду. Каковы тенденции мебельного дизайна сезона 2014–15?

– Я бы сказала, что современный стиль близок к 1950-м: скромный, визуально легкий, интеллигентный. Пастельная цветовая гамма – от мятного и светло-сиреневого до розового и бледно-желтого. Причем часто в интерьере или даже в одном предмете все эти цвета соседствуют, и довольно удачно. С одной стороны, стало много орнаментов и принтов, в том числе активных, ярких, веселых. С другой – на их фоне все лучше и лучше себя чувствует минималистичная мебель, простая и функциональная, но с идеей, с искрой. Но в целом – я не люблю, когда в дизайне ищут какие-то тенденции и на них фокусируются. Я не понимаю, почему все то новое, что появляется в области дизайна по понедельникам или апрелям, должно объединяться по каким-то формальным признакам, будь то эбеновое дерево или отделка цвета бедра испуганной нимфы. Гораздо интереснее обсуждать, какие идеи и концепции лежат в основе появления того или иного предмета, того или иного подхода, искать в разных дизайн-инициативах и продуктах проявления глубинных процессов, а не внешнее сходство.

– Какие материалы для производства мебели актуальны в 2014–2015 годы?

– В тренде вечные материалы – дерево, в том числе фанера, металлы, сталь, в том числе хромированная, никелированная, окрашенная и даже ржавая. Дизайнеры используют алюминий, бронзу, латунь, стекло, в том числе, зеркальное, дымчатое, сатинированное и различные виды пластика.

Сейчас актуально светлое дерево, в духе модернизма середины ХХ века и скандинавского стиля 1940–1960-х годов. Любим и популярен всеми дуб, в самых разных обработках. Но никакого диктата нет. Кому-то нравится и подходит ель или, скажем, макассар – это вопрос вкуса, денег и потребности. Есть и новые материалы – жидкий металл, карбон, новые композиты. Но они пока осваиваются, назвать их широко распространенными нельзя. Также очень популярен мрамор – благодаря современным технологиям из него делают прекрасные элегантные вещи, а не только столешницы.

– Одним из индикаторов ситуации на рынке являются международные выставки. Как изменились экспозиции мебели: что предлагают лидеры отрасли, что на самом деле хочет от выставок потребитель?

– В настоящее время усилилась конкуренция и борьба за потребителя. Поэтому на торговых выставках и ярмарках, в частности на миланском Salone del Mobile в этом году заметно вырос средний уровень экспозиций. Сейчас компании стараются «выложиться по полной», увлечь, поразить. Слабые игроки ушли, остались сильные, а также появились новые и современные, которые пытаются завоевать свое место под солнцем, и это им удается. Например, в Милане еще пять-семь лет назад у некоторых фирм были маленькие стенды, а теперь – огромные экспозиции.

В развитых западных странах потребитель все больше хочет не купить, а увидеть, пережить, получить удовольствие, соучаствовать в процессе рождения дизайнерского предмета и его выхода в свет – и за этим они приходят на выставки дизайна и мебели. Об этом явлении я часто рассказываю своим студентам. В «Дизайн-лектории Ольги Косыревой» есть даже такая лекция, хит – «Дизайн как переживание».

– Мир до сих пор переживает последствия экономического кризиса. Как он повлиял на рынок мебельного дизайна?

– Точно по поговорке «Голь на выдумки хитра». Сейчас стало больше креатива, времени на какие-то некоммерческие, на первый взгляд, проекты, которые потом становятся востребованными, обсуждаются и в целом влияют на развитие дизайна, толкают его вперед. Дизайнеры работают сами, а не по заказу крупных мебельных фирм. Соответственно, появились новые формы организации мебельного производства: например, когда дизайнеры создают 3D-модели, выкладывают их на специальных сайтах, а производство ведется индивидуально по заказу конкретного клиента по месту его жительства – в ближайшем месте, где есть лазерный резак или 3D-принтер. То есть для производства такого рода больше не нужны фабрики, и связь «дизайнер – производитель – покупатель» изменяется. Также огромное число мастеров занимается изготовлением вручную единичных предметов – они плетут, вяжут, режут, выдавливают вещи из пластика. Часто просто изобретают новую технику изготовления вещи, экспериментируют, иногда – берут и осовременивают, адаптируют старинную или просто старую ремесленную технику.

– Назовите пять имен дизайнеров мебели современности. Кто эти мастера?

– В топ-5, безусловно, первый – Филипп Старк – потому что он гений, у которого рождаются невероятные идеи, иногда даже очевидные, но до него до такого никто не додумался. Второе место я бы отдала Патрисии Уркиоле за ее человечность, теплоту и особую продуманность каждой вещи с точки зрения ее использования, уместности, соответствия нашему времени и месту. Ее работы всегда трогают. Марсель Вандерс – очень креативен, ироничен, его вещи радуют и украшают. К тому же он создал и возглавляет мебельную компанию Moooi, которая стала большим явлением со стилистической точки зрения. Еще мне очень нравится Ферруччо Лавиани – он не так знаменит, как того заслуживает, но его работы для Kartell, Fratelli Boffi, Emmemobili – очень яркие и со смыслом, это не просто формо- или стилеобразование, не просто упражнение на тему…

Ну и последний в моем списке – Рон Гилад, израильтянин, который в 2013 году назван дизайнером года сразу двумя ведущими мировыми дизайнерскими журналами. У него фантастическое остроумие, и он умеет его реализовывать в вещах. Но последние две позиции – мой субъективный выбор. Сильных, оригинальных дизайнеров сейчас гораздо больше. Есть еще Хайме Айон, братья Бурул-леки, Константин Грчик, Nendo, Родольфо Дордони – все это звезды первой величины.

– Какая вещь, по вашему мнению, сейчас необходима в интерьере дома?

– Я категорически против того, чтобы делать дома «модными» и наполнять их предметами, которые якобы «необходимы», потому что они в тренде. В доме должны быть вещи, которые нравятся, нужны и подходят лично вам, и совершенно не важно, старый это бабушкин сундук, табуретка из IKEA или дорогой дизайнерский диван – важно, чтобы вы выбрали вещь, которая будет именно вашей, а не навязанной стереотипами, предрассудками или предвзятыми советчиками, в том числе журналами. Другое дело, что когда выбор делается человеком без культурного бэкграунда, то тогда мы получаем пресловутые «особняки», где все вещи, наверное, нравятся их владельцу, но вместе создают убогое уродство. Тогда выход один – образовываться, смотреть, интересоваться, ездить на выставки, общаться с профессионалами – и так можно сделать правильный выбор.

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы