Expo Business Review / Бизнес и люди / Бизнес и люди / Главная постановка Мариинки

21 мая 2013

Главная постановка Мариинки

В Санкт-Петербурге открыли вторую сцену Мариинского театра. Проект вызвал много споров среди архитекторов и горожан, но теперь в зале аншлаг. О том, что скрыто от зрителей и как Мариинка превратилась в одну из ультрасовременных площадок мира, в эксклюзивном интервью Expo Business Review рассказал Кшиштоф Поморски, технический директор генерального проектировщика второй сцены ОАО «КБ ВиПС».

– Господин Поморски, долгое время обсуждался внешний вид здания второй сцены Мариинки. Расскажите, почему театр получился именно таким?

– Перед нами стояла задача построить современный театр оперы и балета. Над проектом работали 500 инженеров, более 4 тыс. строителей. И мы справились. Кому-то здание нравится, кто-то высказывается негативно, но, как заметил архитектор проекта Джек Даймонд, объект выполнен в контексте конструктивного минимализма. Еще раз подчеркну – построен не дворец, а современный театр оперы и балета. Вторая сцена не должна составлять конкуренцию историческому зданию, у нее другие, особые задачи.

Вдохновитель проекта – художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, и с ним трудно не согласиться, когда он говорит, что новая сцена принадлежит будущему поколению. Ее символом является второй внутренний фасад – стена из благородного оникса. Вечером здание Мариинки подсвечивается и видно «горящее сердце» театра. Оболочка сцены – фасад. Для капризного петербургского климата с обилием серых красок необходим контраст. У проходящего мимо человека возникает желание заглянуть внутрь, ощутить тепло, присоединиться к празднику и зрителям. Это своеобразное приглашение в театр.

– А что скрыто внутри и незаметно для зрителей?

– Вторая сцена универсальна. Расскажу о том, что незаметно, но примечательно. Например, в Мариинском театре пол сцены наклонен – такая конструкция сделана для того, чтобы зрителям лучше было видно происходящее во время спектакля. Другими способами раньше этого добиться не могли. Теперь с помощью компьютерных технологий сделан точный расчет, поэтому площадка имеет идеальный обзор. Сцена современного театра плоская, а зрители с любого места все прекрасно видят и слышат. Надо также упомянуть про особый пол, предусмотренный и для балетных постановок. Сложная конструкция, рассчитанная на компьютерах, сделана из уникальных материалов. Во время прыжков танцовщика она амортизирует удары. Но и это не главная особенность сцены.

Для балетной труппы и певцов очень важен воздух. Он должен быть чистым, определенной температуры. В здании второй сцены установлены современные системы кондиционирования и пылеподавления, рассчитаны и смоделированы зоны для очистки воздуха. Но, замечу, вторая сцена получилась такой большой не только потому, что она наполнена вентиляционными и холодильными машинами, механизмами, трансформаторами и прочими системами. Она создавалась как комфортный театр. Здесь для каждого танцора и певца оборудовано рабочее место, предусмотрены гримерные и большой репетиционный зал.

– Какие инновационные технологии использовались при строительстве сцены?

– Объект настолько сложен, что мы не могли позволить себе экспериментировать. Но труднее всего было соединить все инновационные технологии так, чтобы они безупречно работали. Одна из главных новинок – система безопасности и пожаротушения, впервые внедренная в Санкт-Петербурге. Она позволяет вести мониторинг инженерных конструкций и оборудования, а все данные поступают на специальный сервер. Если, например, произойдет возгорание, мы получим необходимую информацию о ситуации, состоянии конструкций здания, инженерных коммуникаций. Система продумана до мелочей, правда, хочется, чтобы ее работу не пришлось проверять на деле.

От глаз зрителей скрыто помещение для репетиций. Благодаря особенному кессонному перекрытию, расположенному непосредственно над концертным залом, обеспечивается хорошее шумоподавление. Поэтому репетиции оркестра и представления могут идти одновременно, не мешая друг другу. Для достижения высокого качества звука посредством компьютерных технологий смоделирован необычный потолок. Соблюсти все параметры было очень сложно, но наши специалисты смогли это сделать.

– С помощью каких технологий удалось добиться лучшей акустики?

– В зале не используются усилители, чтобы не утратить энергию звука, не потерять солиста. Мы развеяли миф о том, что лучшей акустики можно добиться, используя в оформлении определенные сорта дерева.

Мы изучили взаимовлияние материалов, влажности воздуха, формы потолка и других конструкций. В здании звук отражается от разных поверхностей, они не должны его поглощать. И вторая сцена Мариинского театра объективно демонстрирует все возможности инструментов и голоса. Как отметил Валерий Гергиев, зал обладает очень богатым звуком.

– Что не удалось воплотить в проекте, от каких идей пришлось отказаться и почему?

– Кому-то здание кажется огромным, а я жалею о том, что не получилось сделать его еще больше. Для идеального функционального пространства сооружению не хватает 20–30 тыс. кв. м. Театр, как и храм, должен состоять из двух частей – мужской и женской. При такой планировке для труппы создается психологически комфортная обстановка. Но размеры здания не позволили нам повторить опыт Оперы Бастилии. Площадь французского театра 120 тыс. кв. м, а второй сцены Мариинки – всего 80 тыс. кв. м.

К сожалению, пока не удалось решить проблему парковки автомобилей. В здании построен служебный гараж, рассчитанный на 93 места, но остается открытым вопрос о том, где будут ставить машины зрители. Наша компания предложила построить автоматический паркинг между зданиями Мариинского театра, под Крюковым каналом. Во-первых, территория не является чьей-либо собственностью, во-вторых, на этом месте очень удобно работать – вода перекрывается, стройка никому не мешает. Плюсов у такого проекта много: у второй сцены Мариинки уже существует бетонная стена под землей, опыт перекрытия канала есть, автоматическая парковка сможет принимать до 800 автомобилей. Если такое количество машин разместить на поверхности, они займут площадь в три гектара. А где взять столько места? Только почему-то многие опасаются строить парковку под водой, да еще и автоматическую. Но, думаю, что все-таки в Петербурге скоро будут использовать подобный мировой опыт.

– Один из режиссеров Мариинки назвал новую площадку театром, который опережает художественную мысль. На сколько лет рассчитана вторая сцена?

– Как минимум на 200 лет. Инженерные сети будут функционировать 50 лет. Для этого подбирались трубы определенного типа, механизмы и материалы. Как правило, бюджетное финансирование не позволяет часто заниматься ремонтом, поэтому строили, как говорится, на века. Но прогресс на месте не стоит и, например, электронику надо будет заменить лет через семь.

Сейчас театр должен удивлять. Современный зритель ждет спецэффектов, шоу. И в Мариинке легко этого добиться. Используя технические возможности театра, можно показать все постановки, которые идут на мировых сценах.

– Ваша компания участвует в реконструкции Театра оперы и балета в Перми. Применяете ли вы в работе над этим проектом опыт, полученный при строительстве второй сцены Мариинского театра?

– Мы разработали проект реконструкции Театра оперы и балета в Перми, сейчас он проходит экспертизу. Новый театр станет третьим по величине в России. Когда мы приступали к проектированию второй сцены Мариинки, то нам было кое-что известно о театре. Проработав пять лет на стройплощадке, мы узнали гораздо больше. Мариинский театр – это наш университет.

Реконструкция и реставрация сцены в Перми – тоже вызов. Общая площадь нового театра – 32 тыс. кв. м. Это очень интересный архитектурный объект. Автор проекта – Дэвид Чипперфильд. И вместе с партнерами мы с радостью приступили к работе.

Нам интересны сложные задачи. Сейчас компания участвует в реставрации Большого драматического театра в Санкт-Петербурге. На объекте укрепляются несущие конструкции фундамента, ведутся масштабные реставрационные работы. Здесь применяются уникальные российские технологии – у мастеров большой опыт восстановления исторических интерьеров. И в этом случае речь идет именно о реставрации, а не о реплике, как сейчас принято. Конечно, это тяжелый, долгий и кропотливый труд, но очень хочется сохранить памятник в первозданном виде. Результат работы российских специалистов можно увидеть в Кронштадте, посетив Морской Никольский собор. Мы заменили инженерную сеть здания, а реставраторы воссоздали храм. Это настоящее мастерство.

– Проект Мариинского театра завершен. А какая музыка нравится вам, и что бы вы хотели увидеть или услышать на новой сцене?

– Иногда я слушаю оперу, но больше люблю балет. Хочется посмотреть на результат нашей работы с каждого места второй сцены Мариинского театра, а всего их 1806. Но, думаю, что мне жизни не хватит на то, чтобы осуществить свою мечту.

Вторая сцена Мариинского театра изнутри

(цифры и факты)

33 метра – пролет монолитного железобетонного перекрытия (кессонного) над зрительным залом.

6 тыс. кв. м – общая площадь железобетонных перекрытий.

25,5 км – протяженность воздуховодов на нижних и верхних отметках.

485 кв. м – площадь холодильной станции.

15 км – суммарная длина трубопроводов холодоснабжения.

9,2 МВА (мощность одного городского квартала) – расчетная электрическая мощность.

473 км – электрических кабелей разного сечения.

3777,46 кв. м – площадь сценического пространства.

1806 – количество мест в зрительном зале.

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы