Expo Business Review / Бизнес и люди / Бизнес и люди / Сергей Трофимов: ивент-отрасль в России обладает огромным потенциалом

14 января 2015

Сергей Трофимов: ивент-отрасль в России обладает огромным потенциалом

Евразийский Ивент Форум (EFEA) в четвертый раз проходит в Санкт-Петербурге. На уникальной коммуникационной площадке встретятся представители ивент-индустрии из 28 стран мира и 25 регионов России. Президент ГП «РЕСТЭК», председатель оргкомитета EFEA Сергей Трофимов рассказал о возможностях развития отрасли и задачах форума.

Сергей Николаевич, 2014 год был неоднозначным и сложным не только для нашей страны, но и, пожалуй, для всего мира. Как повлиял экономический и политический кризис на ивент бизнес? Ощутимо ли влияние международных санкций на отрасли?

Безусловно. В 2014 году рост конгрессно-выставочной отрасли в России замедлился по сравнению с предыдущими периодами. Согласно прогнозам участников рынка, эта динамика сохранится и в 2015 году. Среди основных трендов можно отметить такие, как уменьшение запросов со стороны международных заказчиков, меньше запросов из стран Европы и Северной Америки, сокращение крупных городских событий, снижение количества мероприятий в целом и т. д.

При этом есть и положительные тенденции. Так, например, увеличилось количество запросов и совместных мероприятий со странами Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. С появлением дополнительных возможностей на внутреннем рынке стали более активно вести себя российские компании.

С учетом текущих условий, на ваш взгляд, уделяет ли государство достаточное внимание конгрессно-выставочной отрасли?

Необходимо понимать, что выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность – это самостоятельная отрасль. Она создает налогооблагаемую базу, участвует в формировании ВВП, создает рабочие места, а, значит, как и любая другая отрасль требует самостоятельно нормативно-правового регулирования.

Сегодня со стороны государства предприняты ряд мер по решению этого вопроса. В частности, при поддержке участников рынка была разработана и одобрена Правительством РФ «Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ», а также утвержден план мероприятий по ее реализации. В субъектах Российской Федерации подготовлен ряд нормативных документов по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в частности, концепций и программ развития.

В настоящее время разрабатывается концепция федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». На очереди разработка федеральной целевой программы «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года».

Важным элементом координации и усовершенствования государственной поддержки событийной отрасли является создание конгрессных бюро с целью организации активной маркетинговой деятельности по продвижению возможностей страны и отдельных регионов на международном и внутреннем рынках. Успешный опыт уже есть у Москвы. В конце 2014 года в Санкт-Петербурге также было создано Конгрессно-выставочное бюро, направленное на формирование концепции развития Санкт-Петербурга как одной из ключевых конгрессных дестинаций мира. Создание бренда Санкт-Петербурга может быть важным шагом для привлечения международных мероприятий и увеличения туристических потоков в город.

При этом я бы хотел отметить, что ивент-отрасль в России обладает огромным маркетинговым потенциалом, который можно и нужно использовать для популяризации этой деятельности и привлечения внимания к нашим проблемам. Объединив свои усилия, сами участники рынка могут решать очень многие вопросы.

Если мы затронули вопрос продвижения страны и отдельных регионов на международном рынке как дестинаций для проведения мероприятий, на ваш взгляд, нужен ли России национальный бренд?

Что такое «национальный бренд»? Это узнаваемый образ страны или региона, который объединяет в себе ее ключевые компетенции в области производства товаров и услуг, науки, образования, культурных традиций, природных ресурсов и т. д.

Существуют наглядные мировые примеры: бренд Германии «Made in Germany», который присутствует во всех маркетинговых кампаниях страны и на всех экспозициях страны промышленного характера. Аналогичный опыт есть у Индии, Италии, Чехии и других стран. К сожалению, в России такой практики пока нет. Зачастую и российские регионы не имеют общей концепции своего представления на международном рынке. Некоторые из них используют по 5-6 слоганов одновременно, что, конечно же, затрудняет их продвижение и восприятие со стороны целевой аудитории. При этом есть и удачный опыт. Например, проведение экспозиции регионов России в Олимпийском парке во время Олимпийских и Паралимпийских Игр 2014 года в Сочи. Был предложен бренд «Россия: великая, новая, открытая» и соответствующий подход к оформлению экспозиции, информационным материалам, сувенирной продукции.

Усилия по созданию и позиционированию бренда страны включают большую организационную работу. Необходимо отметить, что это должна быть совместная деятельность государства и участников рынка. В создании такого бренда должны быть заинтересованы все. Преимущества сильного национального бренда очевидны: это и создание устойчивого имиджа страны на международном рынке, и поддержка местных компаний, и дополнительные возможности для привлечения инвестиций и т. д.

Вы сказали, что в создании национального бренда должны быть заинтересованы все участники рынка. Тогда, наверное, мероприятия типа EFEA являются отличной площадкой для обсуждения таких проблем и путей их решения?

Да. Евразийский Ивент Форум проходит при поддержке ГП «РЕСТЭК» уже в четвертый раз. Традиционно ключевой темой мероприятия является роль событийного маркетинга в развитии инвестиционной привлекательности регионов и стран. Этот год не стал исключением. Возможности событийной отрасли будут обсуждаться представителями государственных и общественных структур, выставочными организаторами, РСО, DMC и т. д.

Кроме того, со стороны организатора ВНИЦ R&C приглашены очень интересные иностранные эксперты, в том числе представители международных отраслевых ассоциаций.

Будут ли в рамках EFEA обсуждаться темы, связанные с ситуацией на рынке?

Таким практическим вопросам уделено особое внимание в рамках форума. Так, еще одной ключевой тематикой мероприятия стало сохранение конкурентоспособности компаний, регионов и целых стран на событийном рынке сегодня. Отдельное внимание будет уделено изменившимся потребностям заказчиков и особенностям управления компаниями в меняющихся внешних условиях.

Как вы отметили, Евразийский Ивент Форум пройдет в Санкт-Петербурге уже в четвертый раз. Что ждет его участников?

Традиционно форум проходит в течение нескольких дней. В этом году серьезно доработана его структура. В частности, добавлен новый тематический блок, посвященный специальным и корпоративным событиям (special events), организована ярмарка вакансий и выставочная экспозиция, запущена новая профессиональная премия. На площадке форума пройдет специальный семинар по управлению изменениями в компании (change management), который организован ВНИЦ R&C совместно с ведущими специалистами в этой отрасли Яношем Барабашем и Карлой Югель. Думаю, что в текущих рыночных условиях это будет очень полезный опыт для всех участников мероприятия.

Традиционно мероприятие поддерживают Торгово-промышленная палата РФ, ЦВК «Экспоцентр», ЦМТ Москва, РСВЯ, ЦМТ Санкт-Петербурга. Также необходимо отметить, что в этом году у форума появились новые интересные партнеры, например, Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России(АКМР), Информационное агентство ТАСС, Национальная ассоциация организаторов мероприятий (НАОМ). В рамках деловой программы EFEA партнеры организуют и принимают участие в работе секций.

Сергей Николаевич, в завершении нашего интервью хотелось бы поговорить о Группе предприятий «РЕСТЭК», которую вы возглавляете. Наступивший 2015 год будет юбилейным для вашей компании: 25 лет на рынке. Как вы оцениваете работу ГП, что удалось сделать за эти годы?

В 2015 году РЕСТЭК празднует 25-летие единой группой предприятий, воодушевленной командой, одним из лидеров выставочной и ивент-индустрии в России – по признанию международных экспертов, в частности AMR Research. Четверть века, с 1990 года, была наполнена знаковыми событиям для «РЕСТЭК» – это история открытий, успешных начинаний и ярких идей, которые создавали наш коллектив и способствовали формированию отрасли.

Последовательно мы пришли к созданию товарной линейки, которая охватывает основные направления деятельности выставочно-конгрессной и ивент индустрии – это важный результат для Группы предприятий, которая начинала свой путь с организации выставок в далеком 1991 году (прим. ред. выставка «Оргтехника, компьютерные и программные системы»).

На сегодняшний день мы организуем собственные выставочно-конгрессные мероприятия (РЕСТЭК Exhibitions), проводим деловые мероприятия и обеспечиваем сопутствующие сервисы (РЕСТЭК Events), осуществляем комплексную медиа-поддержку мероприятий (РЕСТЭК Media), управляем собственными и клиентскими выставочно-конгрессными площадками (РЕСТЭК Venue Management) в России и за рубежом.

Важной составляющей при оценке результатов 25-летнего развития я считаю также регулярное внедрение технологий на базе ГП, которые являются основой качественного оказания услуг на рынке, а также способствуют развитию ивент отрасли в целом. Я говорю, во-первых, о Бирже деловых контактов, разработанной в ГП «РЕСТЭК» в 2007 году – это система назначения встреч, которая позволяет устанавливать контакты с участниками и посетителями мероприятий онлайн еще до старта события и проводить личные встречи с целевыми партнерами на площадке. БДК, кстати, является традиционно популярным инструментом среди участников EFEA. Во-вторых, к развитию коммуникационных технологий в рамках индустрии я отношу запуск в партнерстве с Выставочным научно-исследовательским центром R&C первой в России социальной сети для профессионалов индустрии встреч – www.event-live.ru. Ресурс стартовал в рамках Евразийского Ивент Форума 2013 и начал свою работу в качестве веб-портала, который дает возможность специалистам отрасли общаться, получать свежую информацию по рынку, продвигать собственные мероприятия и проекты.

Какие новые проекты ГП появятся в 2015 году?

Особый акцент будет сделан на одно из ключевых направлений деятельности ГП – РЕСТЭК Venue Management, так как в 2014 году к линейке площадок под управлением группы предприятий, присоединились мультиформатная выставочная площадка Экспоцентр «Гарден Сити» и ресторан «Северный модерн» в Санкт-Петербурге. Работа Экспоцентра «Гарден Сити» нацелена, в первую очередь, на удовлетворение потребности Северной столицы в удобной и многофункциональной площадке для проведения мероприятий среднего и крупного масштаба в черте города.

Также мы запускаем сразу более 25 новых B2C и более 15 B2B выставок, большинство из которых будут проходить именно в Экспоцентре «Гарден Сити». В частности, в марте состоятся выставка «Свадебная феерия», ярмарка «Веселая Масленница», выставка-ярмарка кондитерских изделий «Сладости для радости», в апреле – детская выставка-ярмарка «Остров детства», в мае – выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья», организованная совместно с ассоциацией «Народные художественные промыслы России». В период с мая по октябрь гости Экспоцентра смогут посетить постоянную выставку-ярмарку сельскохозяйственной продукции «Урожай». Во втором полугодии запланированы выставки «Дача на Карельском», «Автомания» в сентябре, «Мир охоты и рыбалки» в ноябре. Среди новых B2B проектов стоит выделить Форум деловых и инвестиционных возможностей и осеннюю Петербургскую техническую ярмарку, которые состоятся в октябре на площадке Экспоцентра «Гарден Сити» наряду с традиционными мероприятиями ГП «РЕСТЭК», таким как 17-й Петербургский Лесопромышленный Форум. (Прим. ред. актуальный и полный список выставок: на сайте РЕСТЭК Exhibitions  и Экспоцентра «Гарден Сити»).

Таким образом, ГП РЕСТЭК задействует максимум новых организационных возможностей для собственного роста, а также для развития города и отрасли 2015 год не станет исключением. Впереди новая история. Новые события.

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
  • 22 марта 2016

    Средства для промышленного роста

    Сегодня промышленные предприятия рассматривают различные варианты для привлечения денег на развитие производства. Какие источники финансирования наиболее надежны? Какие инструменты эффективны? Об этом рассказал исполнительный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга, директор-координатор Российской венчурной ярмарки Игорь Гладких.

  • 15 марта 2016

    Настроения промышленников улучшились

    В начале 2016 года индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге продемонстрировал рост. Глава Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин прокомментировал сложившуюся ситуацию в регионе, подвел итоги минувшего года и рассказал о планах поддержки предприятий.

  • 25 февраля 2016

    Фонд «Росконгресс» берет под крыло крупнейшие форумы

    Инвестиционный форум в Сочи и промышленная выставка «Иннопром» в Екатеринбурге могут перейти под управление фонда «Росконгресс». Кроме того, календарь крупнейших мероприятий в России будет пересмотрен. Об этом в интервью «Вести 24» рассказал глава фонда «Росконгресс» Александр Стуглев.

 

Дайджест Индустрии Встреч, март 2016

В журнале: количество посетителей выставок в РФ не уменьшилось, Российский Ивент Рейтинг представили на ПТЯ, UFI ищет организаторов сессии в Шанхае, VisitRussia выходит на рынки Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, РСВЯ поддержит главное событие индустрии встреч России – EFEA 2017, календарь событий в апреле, мае и июне 2016 года.

Что является ключевым для организации и проведения успешных выставок и конгрессов в 2016 году?

Другие опросы