Expo Business Review / Бизнес и люди / Бизнес и люди / Захар Голант: фармацевтический рынок изменился

16 апреля 2015

Захар Голант: фармацевтический рынок изменился

В рамках Международного форума в сфере фармацевтики и биотехнологий IPhEB & CPhI Russia, проходящего 27-29 апреля в Москве, состоится круглый стол «Система мер государственной поддержки развития локальной фармацевтической промышленности. Результаты и перспективы кластерной политики». Председатель правления НП «Медикофармацевтические проекты. ХХI век» Захар Голант рассказал о первых итогах реализации проектов фармацевтических кластеров в РФ и перспективах развития рынка.

Захар Михайлович, в Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года 2015-й назван этапным. Каковы первые итоги работы по созданию фармацевтических кластеров? Оправдались ли ожидания?

Задачи первого этапа Стратегии «Фарма – 2020» реализованы. Думаю, что во время принятия решения о реализации планов мало кто и предполагал, что проекты будут настолько успешны. Но сейчас мы видим, что первый этап, который можно назвать как «инвестиционный», практически завершен.

С 2009 по 2011 год в регионах России был дан старт нескольким проектам. И сейчас фармацевтические кластеры сформировались в Санкт-Петербурге, Московской области, Ярославле и Калуге.

В 2014 году были запущены заводы компаний «Полисан», «Биокад», «Роста», «Солофарм», «Вертекс». В скором времени заработают еще 6 предприятий. Так, например, в июне 2015 года компания «Новартис» запустит современный производственный комплекс. Объем инвестиций в производство каждого из таких заводов составляет порядка $10-25 млн.

Вектор развития, заданный еще в 2008 году, оказался верным. В то время были инициированы десятки проектов, и инвестиционный пик уже пройден. И сегодня наступает второй этап реализации программы – «инновационный». Фармацевтическим компаниям необходимо расширять линейку продукции. На современном этапе предприятия должны решать вопросы, связанные с загрузкой производств: выводить на рынок собственные продукты либо аналоги, выпускать препараты по лицензии или на основании контрактного производства.

Как, по вашему мнению, на отрасль повлиял современный экономический и политический кризис?

Экономический кризис, безусловно, повлиял на отрасль. Но есть, как отрицательные, так и положительные моменты. С одной стороны кредитные ресурсы стали сейчас менее доступны. И в 2014 году эта тема активно обсуждалась на всех уровнях. Ведь банки в одностороннем порядке стали пересматривать условия инвестиционных кредитов. Это, конечно, повлияло на производителей, и заставляет их менять планы, пересчитывать проекты. Пострадали и те компании, которые не успели провести необходимые платежи, связанные со строительством или покупкой технологического оборудования, у кого контракты были в валюте. Курс доллара и евро повлиял на стоимость проектов, они подорожали в разы.

Но с другой стороны, появились и положительные факты. Например, подорожание импортных субстанций заставило компании пересмотреть планы закупок. Объем продаж у российских производителей субстанций увеличился. В России, к сожалению, не так много локальных производителей. В Петербурге предприятия, выпускающие субстанции, резко увеличили портфель заказов. В целом, такая ситуация на рынке позволяет компаниям развиваться, способствует увеличению степени локализации и развития производства субстанций в России. В 2015 году Минпромторгом РФ будут введены субсидии, компенсирующие производителям затраты на производство и это окажет положительное влияние на развитие внутреннего рынка.

Сейчас много говорят об импортозамещении. Какую роль в этой программе играют фармкластеры?

Надо сказать, что администрации городов, в частности Петербурга, прислушиваются к мнению производителей. Сейчас особое внимание уделяется проблеме импортозамещения, и есть ряд распоряжений, которые касаются закупки препаратов на, так называемых, локальных предприятиях – заводах, работающих в российских регионах. В рамках антикризисного плана Минпромторг РФ внес в правительство законопроект об ограничении закупок иностранных лекарственных препаратов. Поставщики импортных лекарств, при наличии двух и более заявок на поставку аналогичных препаратов со стороны российских производителей, не смогут участвовать в торгах. Действие  документа распространяется на все лекарства, закупаемые для государственных нужд, в том числе из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Сейчас документ находится на подписи. Аналогичное постановление будет принято и в отношении закупки медицинского оборудования. Надеюсь, что в ближайшее время эти жизненно необходимые для отрасли документы вступят в силу.

Хочется верить, что никакие макроэкономические условия не сделают фармацевтическое производство нерентабельным. И мы делаем для этого все возможное. В Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии создана лаборатория «Регуляторные отношения на фармацевтическом рынке». Соглашение о создании данной структуры было подписано в ноябре 2014 года. Специалисты академии активно участвует в подготовке нормативных документов, которые важны для рынка.

На базе завода «Биокад» открыта кафедра технологии производства рекомбинантных белков. Благодаря сотрудничеству вуза и компании, 70 выпускников были трудоустроены на предприятии. Такой подход развивает научные компетенции, укрепляет связи внутри кластера. Петербургский вуз расширяет сотрудничество с профильными институтами в Беларуси и Казахстане.

Как развивается сотрудничество предприятий кластера в едином экономическом пространстве – ЕАЭС?

Компании «Полисан», «Биокад» и «Герофарм» взаимодействуют с предприятиями Республики Беларусь и Казахстана. В декабре 2014 года «Биокад» и СООО «Нативита» подписали соглашение о строительстве фармкомплекса в Витебской области. Совместное предприятие, в котором принимают участие и специалисты индийской компании «Натко Фарма», специализируется на производстве лекарственных средств, предназначенных для лечения онкологических, аутоиммунных и тяжелых инфекционных заболеваний.

Фармкомплекс будет выпускать дженерики и биоаналоги. Запуск производства ожидается в январе 2016 года. Готовую продукцию планируется поставлять в страны Таможенного союза.

Фармацевтический рынок изменяется. Если раньше он был ориентирован только на европейские и американские компании, то теперь расширяется сотрудничество с предприятиями из Азии. Покупатели и поставщики препаратов хотят избежать зависимости от курса доллара и евро. В Торгово-промышленной палате РФ и на других дискуссионных площадках неоднократно поднимался вопрос об использовании при расчетах рублей и местной валюты, например, юаня. Если такое решение будет принято, у фармотрасли появятся новые возможности. Сейчас хорошо развивается сотрудничество предприятий с представителями стран БРИКС. И вектор взаимодействия мощный. Например, компания «Биокад» экспортирует свою продукцию в Бразилию. В ближайшее время состоится совещание инспекторов по контролю качества фармацевтического производства стран БРИКС. Думаю, что некоторые вопросы сотрудничества мы сможем обсудить с экспертами уже на площадке форума в Москве.

Каковы ваши ожидания от Международного форума в сфере фармацевтики и биотехнологий IPhEB & CPhI Russia?

Международный форум в сфере фармацевтики и биотехнологий проходит при поддержке крупного и авторитетного проекта CPhI. Проект успешно развивается. В 2015 году мероприятия проходят в Москве – форум растет. Темы программы IPhEB & CPhI Russia для большинства участников рынка актуальны. И я уверен, что встречи на форуме и выставке будут интересными и продуктивными.

«Медико-фармацевтические проекты. ХХI век» – некоммерческое партнерство в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств и медицинской техники. Создано участниками фармацевтического кластера в Санкт-Петербурге. В партнерство входят компании «Герофарм», «Вертекс», «Полисан», «Биокад», «Электрон», «Самсон-Мед», «Гем Стандарт», «Антей Мед», Astra Zeneca и другие.

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы