Expo Business Review / Бизнес и люди / Бизнес и люди / Эффективные связи бизнеса и науки. Пять решений сложных задач

26 октября 2015

Эффективные связи бизнеса и науки. Пять решений сложных задач

Ввиду сложившейся внешнеполитической ситуации бизнес крайне заинтересован в новых разработках и инновационных технологиях. В свою очередь, университеты всегда стремились к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Пришло время преодолевать барьеры и создавать эффективные связи между учеными и предпринимателями.

Екатерина  Егошина, к.э.н., доцент, начальник отдела маркетинга инновационной деятельности, Университет ИТМО

Движение бизнеса и науки навстречу друг другу в России – процесс крайне сложный, медленный и, к сожалению, пока малоэффективный. Но, есть пять простых решений.

1. Гранты и коммерциализации разработок

Хорошая новость –  на данный момент правительство Российской Федерации, профильные комитеты и фонды в значительных объемах финансируют научные исследования и фундаментальные разработки. Это действительно так. Мегагранты позволяют достаточно большому коллективу лаборатории оплачивать работу сотрудников и проводимые исследования. Отрицательная сторона данного явления заключается в том, что прикладной аспект применения инновационной разработки не всегда является ключевым показателем ни для получения гранта, ни для отчета по нему.

В итоге ученые выбирают более простой путь к получению финансирования из двух возможных: готовить заявку на грант или разрабатывать прототип технологии, искать партнеров для его производства и потенциальных клиентов, и их в этом можно понять.

Решением в данном случае могла бы стать доступность дополнительной категории финансирования – финансирование процессов создания прототипов и коммерциализации, то есть, по сути, венчурное финансирование, которое в России пока недостаточно развито.

2. Модернизация продукции и производства отечественных предприятий

Логика в данном случае проста: если клиент и так покупает, то зачем что-то менять. На многих промышленных предприятиях нет понимания того, что инновационные разработки внедряются и, как правило, инициируются снизу вверх, то есть от рабочих, научных лабораторий на производствах или от сотрудничества технологов с научными коллективами университетов.

Клиент редко просит что-то инновационное просто потому, что не знает, что может быть нечто иное. Добавим сюда тот факт, что внедрение инновационных разработок требует значительных инвестиций, на которые не все руководители компаний готовы, и мы поймем, почему бизнес так неохотно идет навстречу науке.

Решить эту проблему можно с помощью поддержки бизнеса со стороны государства: ощутимые налоговые льготы при модернизации, денежные субсидии на закупку отечественных инновационных технологий.

3. Посредники между наукой и бизнесом

В зарубежной практике широко распространены услуги технологических брокеров – агентов, которые обеспечивают рыночную поддержку научным инновациям и разработкам: определяют потенциальную сферу применения, рынки сбыта, формируют бизнес-модель, выступают посредником на переговорах между ученым и бизнесменом. Эта функция крайне важна в современных условиях, но практически отсутствует в России.

Во-первых, большинство ученых, занимаясь фундаментальными разработками, не заинтересованы в полноценных исследованиях рынка и поиске прикладных сфер применения технологии. И это нормально: ученый создает новые знания, и в сферу его интересов не всегда входит поиск рынков сбыта.

Во-вторых, не будем забывать о такой важной функции технологических брокеров, как посредничество на переговорах. Техноброкер в данном случае выступает в роли переводчика: переводит с языка ученого, оперирующего понятиями научной новизны, на язык бизнесмена, мыслящего понятиями эффективности. Большая часть проектов в сфере трансфера технологий терпит неудачи именно из-за проблем в коммуникациях между двумя сторонами. Бизнесмены не могут понять, какую выгоду они получат, применяя эту технологию, ученые считают, что их работу просто не могут оценить по достоинству.

В-третьих, ведение научных исследований и ведение бизнеса – это два принципиально разных процесса, требующих разные компетенции и навыки. И большинство ученых, будучи светилами в своей сфере, просто не имеют необходимых навыков презентации своей разработки, ведения переговоров с партнерами, осуществления сделки.

Данная проблема решается некоторыми вузами  путем целенаправленного обучения техноброкерству. В частности, программы разработаны Университетом ИТМО и Европейским университетом в Санкт-Петербурге совместно с Российской венчурной компанией. Регулярно проводятся школы технологических брокеров, в рамках которых происходит обучение молодых ученых, предпринимателей, представителей индустрии основам техноброкерства. Однако данную проблему не решить в масштабах нескольких университетов, и тем более, только  в академической среде. Необходимо привлекать проиышленников.

4. Инфраструктура для контрактного производства

Бизнесу намного проще и удобнее покупать готовый продукт и сразу внедрять его в производство. Рынок аутсорсинга производственных услуг, к сожалению, крайне не развит в Российской Федерации. Для выпуска готового конечного продукта необходимо найти посредников.

5. Доступ к информации

В России действительно крайне сложно найти запрос от промышленности, либо понятное описание разработки от науки. Бизнес, если и понимает, в чем нуждается, не знает, куда обратиться за решением. Ученые, как правило, используют исключительно научные конференции и журналы для освещения своих исследований.

Естественно, что ни научные конференции, ни научные журналы предпринимателем не рассматриваются как источник информации для развития своего бизнеса. Нет культуры взаимодействия между исследователями и бизнесом.

Решением данной проблемы станет более тесная кооперация между индустрией и вузами: развитие совместных проектов, организация прикладных и отраслевых конференций, интересных и бизнесу в том числе, стимулирование научной работы молодежных советов предприятий, включение представителей индустрии в качестве экспертов для оценки результатов исследований ученых и многое другое.

Некоторые мероприятия сейчас активно реализуются в рамках объединений и ассоциаций как университетов, так и предприятий. Например, Союз машиностроителей России целенаправленно работает над укреплением связей между вузами и индустрией. Проводится конференция для разработчиков на территории предприятий, готовятся специалисты для производственного сектора, формируются информационные бюллетени с актуальными новостями науки и индустрии. В данном случае, главное – не стоять на месте и искать новые инновационные пути взаимодействия науки и бизнеса.

Комментарии (1)

Комментировать
Гость 10.12.2015 12:23:27

Спасибо! Действительно, во многом согласна. Однако, имея опыт в соответствующей сфере в российской реальности, могу заключить, что часто ситуация в этой сфере напоминает басню про лебедя, рака и щуку, - все как у Крылова. Ученые считают, что их разработка спасет мир и им априори должны дать, если не нобелевскую премию, то уж как минимум, финансирование на ее внедрение. Финансисты трезво оценивают риски;в нашей крайне нестабильной экономике сложно оценить коммерческий потенциал. Разработка должна быть просто атомной бомбой, чтобы ни у кого не вызывать сомнений...Есть еще государство и бюджетные деньги...Мне кажется, это ментальная проблема, ученые считают изобретение значимее, чем процесс коммерциализации, бизнесмены - наоборот. Не могут, а вернее не хотят принять факт взаимозависимости, спокойно и уважительно договориться и ехать дальше в одной упряжке, адекватно понимая и риски и выгоды сотрудничества. Это - маркетинг взаимодействия и пока не измениться отношение к ситуации, вряд ли можно рассчитывать на прогресс. В этом смысле, совершенно справедливо делать ставку на развитие смежных компетенций начиная прямо с вузовской скамьи.

ответить    

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы