Expo Business Review / Бизнес и люди / Бизнес и люди / Йохен Витт: «Инвестиции в событийную инфраструктуру эффективны»

10 сентября 2018

Йохен Витт: «Инвестиции в событийную инфраструктуру эффективны»

Основатель и владелец крупной консалтинговой компании jwc Йохен Витт — ведущий эксперт в области индустрии встреч, знает об отрасли все и даже больше. Он специализируется на оценке эффективности и развитии площадок, их ценообразовании и продуктовой стратегии, а также  на бизнес-аналитике. До создания собственной фирмы Йохен Витт был президентом  и исполнительным директором Koelnmesse, президентом Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), председателем Европейского отделения UFI. Он жил и работал во многих странах: России, Омане, Канаде, Шри-Ланке. К его советам прислушиваются в компаниях Китая,  Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Европе, России и США. Несмотря на свою занятость, он нашел время и ответил на вопросы Open to the world.

Господин Витт, вы возглавляли Всемирную ассоциацию выставочной индустрии (UFI), жили и работали во многих странах мира, и событийная отрасль менялась на ваших глазах. Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на рынке индустрии встреч, и, в частности, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона?

Несмотря на возрастающую цифровизацию бизнеса, надо признать, что стремление людей встречаться друг с другом не исчезает. Говоря об индустрии встреч, я предлагаю делать различие между выставками и конференциями. Оба направления бизнеса все-таки имеют очень различную динамику. Общее развитие экономики и ее отдельных отраслей является драйвером выставок, а конгрессный бизнес в значительной степени  зависим еще и от других факторов, таких как привлекательность города, доступность площадки и т. д. Для охвата двух сегментов отрасли часто используется термин MICE, и это иногда вводит в заблуждение. Парадоксально, что все, что мы подразумеваем под аббревиатурой MICE (встречи, инсентивы, конференции и ивенты), можно найти на выставке. Поэтому MICE является частью выставочного бизнеса, но выставочный бизнес не является частью MICE. В нашей беседе я разделю выставки и конференции и оставлю в стороне область встреч, инсентивов и ивентов. Перспективы выставочного и конгрессного бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе обусловлены несколькими факторами.  На рынке доминирует Китай, который  в 2017 году организовал выставки общей площадью 12 млн кв. м и, судя по всему, продолжит в том же духе. За последние десять лет в КНР наблюдается рост выставочных площадей на 6,5%. В других странах Азии темпы роста были сравнительно ниже,  но в целом развитие Китая и стран АТР стало основным движущим фактором роста нашей индустрии. Индия остается относительно небольшим рынком, что обусловлено отсутствием в стране квалифицированных площадок.

Я считаю, что у выставочной и конгрессной отраслей хорошие перспективы, но необходимо учитывать имеющиеся факторы риска. Торговые конфликты могут оказать негативное влияние, но я верю, что во времена таких споров желание встречаться только наберет силу. Перегрев американской экономики — реальная угроза, результатом которой потенциально может стать рост процентной ставки США, что может привести к финансовому кризису на развивающихся рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сравни-мому по негативному эффекту с кризисом  1997–1998 годов.

Потенциальные политические очаги напряжения, например, в Южно-Китайском море, Северной Корее, Иране дополняют картину и в случае развития, безусловно, окажут неблагоприятное воздействие на наш бизнес.

Прогноз для конгрессного бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе положительный. Сингапур продолжит быть лидером рынка, Сеул и Бангкок будут бороться за второе место, Шанхай и Пекин привлекут больше бизнеса в ближайшие годы.

Кто сейчас входит в топ-5 стран на событийном рынке в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Как вы можете объяснить свой выбор?

В случае с выставочным бизнесом, все зависит от того, какие критерии вы используете при оценке. Если смотреть с точки зрения площадей, рейтинг  вполне очевиден: на рынке доминирует Китай, за ним следуют Япония, Индия, Южная Корея и Гонконг. Если же принимать во внимание «мягкие» факторы, как, например,  значимость для рынка, Китай по-прежнему будет номером один, а такие страны, как Таиланд или Сингапур,  приобретут большую значимость в сравнении с Японией и Южной Кореей, характеризующимися в основном внутренними мероприятиями. На рынке деловых конференций безоговорочно лидирует Сингапур, за ним следуют Сеул и Бангкок. Как упоминалось ранее,  я ожидаю, что Пекин и Шанхай сильно вырастут в ближайшие годы.

Китай является одним из лидеров ивент индустрии в мире. В стране строятся крупнейшие в регионе выставочные и конгрессные центры. Какие новые решения необходимы в управлении площад-ками, чтобы они были прибыльными?

В мире подавляющее большинство площадок финансируется на деньги налогоплательщиков, как и в случае Китая. В обмен на вложения муниципалитеты получают выгоду от косвенного воздействия выставок. Такая бизнес-модель очень хорошо работала  в прошлом, но все больше и больше площадок обязаны обеспечивать собственную прямую рентабельность, так как государства сталкиваются с ростом бюджетных ограничений. Вопросы рентабельности решаются по-разному и зависят от конкретных рыночных условий. Поэтому необходимы индивидуальные концепции — от реализации ценовой эффективности до корректировки сервисных предложений, системы скидок и ценообразования.

Какова роль государства в развитии  индустрии событий и его инфраструктуры в странах Азиатско-Тихоокеанского  региона? Можно ли использовать этот  опыт в других странах?

В странах, где правительства участвуют  в развитии отрасли, дела идут очень успешно. Возьмем в качестве примера Китай и Индию: правительство последней считает, что движущей силой индустрии должны быть частные предприниматели, но в этом есть смысл, если речь идет об организаторах мероприятий, но не о площадках, которым необходимы огромные инвестиции. В Китае правительство выбрало противоположный подход и вложило значительные средства в инфраструктуру событийной индустрии.  В результате выставочный бизнес развивается и растет в Китае, а в Индии он все еще мал. В Китае вместимость площадок в 15 раз больше, чем в Индии, а количество продаваемых площадей выше в 10 раз. Конечно, это также связано с сильной экономикой КНР, но без участия правительства рынок деловых мероприятий был бы гораздо меньше. Кроме того, если оглянуться на историю выставочного бизнеса в Германии, становится очевидным, что государство должно участвовать в создании инфраструктуры для выставок и конференций.

В связи с новыми политическими и экономическими вызовами какими вы видите перспективы развития индустрии встреч в России?

 Несмотря на санкции и низкие цены на нефть, российская экономика демонстрирует неплохие результаты. Выставочный бизнес  в России был неустойчивым последние годы, за последние пять лет снизились объемы выставочных площадей  и количество участников. Москва доминирует на российском рынке, представляя 80% площади всех выставок в России, и продолжит это делать. Рост числа посетителей в последние три года является положительным показателем, и, если не произойдет серьезных экономических или политических катаклизмов, думаю, российский бизнес стабилизируется снова. Конгрессный бизнес в России в основном характеризуется местными мероприятиями. Как бы то ни было, некоторые международные конференции и форумы проходят  в Москве и Санкт-Петербурге, который в долгосрочной перспективе может стать одним из городов-лидеров  в мире для проведения международных конференций.

Каково ваше мнение о потенциале Сибири и Дальнего Востока? Может ли событийная индустрия стимулировать развитие экономики дальних регионов?

Для выставочного бизнеса Сибирь и Дальний Восток сложны в основном из-за качества площадок и низкой экономической привлекательности. За некоторым исключением, для них характерны местные нишевые выставки. Главная задача развития отрасли в таких регионах заключается в создании новых качественных специализированных площадей для проведения мероприятий. Наглядный пример — опыт земель Германии в 1950-х  и 1960-х годах, который показал впечатляющее итеративное влияние торгово-ярмарочного бизнеса на экономику, что может оказаться позитивным фактором и для регионов Сибири и Дальнего Востока. Ситуация в конгрессном бизнесе похожа: если у этих регионов будут подходящие площадки, они смогут привлечь мероприятия, в том числе развить локальные события.

Россия (Екатеринбург), Азербайджан (Баку) и Япония (Осака) претендует  на право проведения ЭКСПО-2025.  Как ЭКСПО может быть полезна для развития страны? Можете ли вы привести успешные примеры использования площадок после ЭКСПО? Каковы новые маркетинговые инструменты в мировой событийной индустрии и какие из них вы бы порекомендовали для  стран Азиатско-Тихоокеанского региона?

К сожалению, время, когда Всемирная выставка придавала стране импульс, прошло. Я не считаю, что такие проекты могут многое сделать для развития страны; на мой взгляд, в основном доходы от мероприятия не покрывают расходы. Успешное использование площадки ЭКСПО — скорее исключение из правил. Маркетинговые концепции очень индивидуальны. Конечно, есть хорошие примеры использования маркетинговых инструментов в области и выставок, и конгрессов. Все зависит от индивидуальных условий, и я не думаю, что в такой области есть какой-то общий совет.

Фото: UFI, EFEA

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы