Expo Business Review / Бизнес и люди / Бизнес и люди / Деловые клубы: более 300 лет эффективного нетворкинга

27 января 2014

Деловые клубы: более 300 лет эффективного нетворкинга

Клубная индустрия начала зарождаться еще в конце XVII века в Великобритании в формате клубов для джентльменов. У наиболее обеспеченной и продвинутой части английского общества появилась потребность проводить время вне дома в приятной обстановке в окружении равных себе по классу, положению и интересам.

В клубах, где в отличие от других уличных заведений было чисто, тепло и уютно, можно было вкусно пообедать, почитать книжку или свежую газету, познакомиться с важным собеседником. В этих закрытых заведениях играли в карты (хотя в стране были запрещены азартные игры), пили качественные вина, обсуждали политические темы. И конечно, клубы стали удобным местом для ведения деловых переговоров. Любопытно, что в классических английских клубах при голосовании за кандидата в члены использовали белые и черные шары. Белый – за, черный – отказать. В течение определенного времени подобная процедура применялась как в английских, так и в американских городских клубах.

Первые британские клубы для джентльменов собирались в самых престижных районах города. Среди самых известных Boodle’s – основан в 1762 году, White’s – в 1781, Almack’s – в 1765, Brooks’s – в 1778. Все эти клубы были названы по фамилиям своих основателей (Almack’s – видоизмененное имя шотландца Уильяма Макалла). Также были созданы The Traveller’s Club и The Reform Club. Апофеоз развития клубов для джентльменов пришелся на викторианскую эпоху, когда их количество достигло 2 тыс.

Стоит отметить, что социальные заведения, к которым относились данные клубы, вовсе не обязательно были только мужскими по членскому составу. Например, упомянутый выше Almack’s, просуществовавший более 100 лет, славился открытостью и аполитичностью. Одной из причин его необыкновенной популярности было то, что в него могли вступать и леди.

К середине XIX века стали развиваться клубы различной направленности – литературные, артистические, театральные, профессиональные, политические, университетские, спортивные. Тогда же и сформировалась типология клубов по принципу владения: клубы, принадлежащие его членам, и клубы, владельцами которых были сторонние инвесторы.

В США в этот же период активно развивались в основном загородные клубы. Среди первых городских – South River Club (Мериленд), The Somerset Club (Бостоне), The Union Club (Нью-Йорк), The Philadelphia Club (Филадельфия). Они создавались согласно модели классического английского клуба и имели определенные правила поведения и  структуру. Уже тогда клубы проводили ежегодные мероприятия для своих членов: балы и вечера, посвященные знаменательным мероприятиям.

Во времена Великой депрессии и Второй мировой войны клубное движение переживало не лучшие времена. Был даже введен новый вид членства – для тех, кто служит в армии, находясь в непосредственной близости от клуба.

Почему клубная система была настолько популярна? В первую очередь потому, что, помимо развлечений, членство в клубе предполагало общение с определенным кругом людей, познакомиться с которыми в другом месте было практически невозможно.

Европейские и американские клубы сегодня: акцент на бизнес

Деловые клубы, которые чаще всего формировались по отраслевому признаку, стали набирать свою популярность в Европе и США после Второй мировой войны, когда предприниматели стремились найти поддержку в условиях напряженной экономической обстановки. Клубы стали не просто собранием людей по интересам или по классовому признаку, они превратились в дискуссионные площадки, на которых вырабатывались стратегии развития бизнеса, происходил обмен опытом.

Сегодня в США и Европе существует многомиллионная отрасль, включающая тысячи клубов, только в Северной Америке их насчитывается более 14 тыс. Эта цифра включает в себя и деловые, и социальные клубы.

Чем объясняется стремление предпринимателей присоединиться к де-ловому клубу? Для успешного создания и ведения собственного дела важен постоянный личностный рост, необходимо искать новые пути развития своего дела, заводить полезные деловые знакомства, обращаться за помощью к экспертам. Большинство бизнес-клубов являются фактически «клубами знакомств» между предпринимателями.

Не стоит забывать, что деловые клубы также являются мощным инструментом поддержки начинающих бизнесменов, чей опыт и свежие идеи, как правило, требуют финансовых инвестиций. Внутри же бизнес-сообществ молодые коммерсанты получают возможность заинтересовать своими идеями уже состоявшихся бизнесменов и потенциальных инвесторов. Также начинающие предприниматели могут перенять бесценный опыт «мэтров» бизнеса или получить поддержку в решении каких-либо проблем.

Российский опыт

Первые серьезные попытки создать клубные объединения в России в массовом порядке были предприняты в 1990 году. Однако первые пять лет этого движения речь шла только о развитии уже созданных западных клубных брендов.

Затем начали появляться отраслевые клубы в виде «площадок» для профессионалов в различных отраслях. Получили развитие и так называемые мозговые центры для оказания влияния на органы власти и общественность. В список услуг подобных структур, как правило, входила разработка стратегии ведения информационной войны против конкурентов.

Однако постепенно российская клубная система приняла более упорядоченный вид, переняв опыт западных стран. Сегодня в России действуют различные типы социальных и деловых клубов, которые продолжают успешно выполнять свою главную функцию – обеспечивать своих участников необходимыми контактами.

Международный деловой клуб ЦМТ

В 2011 году на базе ЦМТ Санкт-Петербурга был создан деловой клуб, объединяющий предпринимателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2013 году, благодаря активному сотрудничеству с российскими Центрами Международной Торговли, работе с региональными и зарубежными партнерами, клуб расширил свою деятельность, объединив представителей бизнес-сообщества российских регионов и зарубежных стран: по итогам года общее количество членов Клуба ЦМТ увеличилось в 2,5 раза, а число зарубежных участников выросло более чем в 2 раза.

Присоединяйтесь!

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы