27 января 2014

Свой бизнес в Китае

 Александр Зайнигабдинов, партнер и руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group, арбитр Shanghai International Arbitration Center www.chinawindow.ru

 

По показателям реального промышленного производства Китай занимает первое место в мире. Желание войти на этот рынок и закрепиться на нем можно только приветствовать. Сейчас участники рынка индустрии встреч пристально следят за развитием бизнеса в Китае. Журнал Expo Business Review публикует рекомендации – как организовать бизнес в КНР.

 

Китай – крупнейший торговый партнер России. В 2012 году товарооборот РФ с КНР составил более $88 млрд, а по итогам 2013-го ожидается достижение $90 млрд. Неудивительно, что интенсивность российско-китайского торгово-экономического сотрудничества увеличивается. Все большее число иностранных бизнесменов, в том числе россиян, рассматривают Китай не как крупнейшую производственную площадку, где товар можно дешево купить, а потом дорого продать в своих или третьих странах, а как огромный рынок с гигантским потенциалом роста.

Одним из необходимых условий успешной работы является эффективный корпоративный механизм, позволяющий вести продажи внутри страны: можно получать доходы в юанях и переправлять дивиденды (при их наличии) в адрес иностранного учредителя. При этом зарубежная компания не может непосредственно вести деятельность на территории Китая, принимать и совершать платежи в национальной валюте. Законодательство требует, чтобы бизнес-присутствие зарубежных инвестиций было официально зарегистрировано. Решить эту задачу позволяет создание в Китае предприятия с иностранным капиталом.

 

Совместный бизнес

Такой вид деятельности, как совместные предприятия, хорошо знаком россиянам. Распространена подобная практика и в Китае.

Совместные предприятия бывают паевыми (прямой аналог российских ООО или британских Limited Liability Company) либо контрактными, где прибыль и риски делятся не в соответствии с денежной оценкой вкладов, а по соглашению сторон.

Наиболее распространены компании со 100 %-ным иностранным капиталом (англ. Wholly Foreign Owned Enterprise, WFOE). Это дочерние предприятия зарубежного учредителя, полностью ему принадлежащие и зарегистрированные в КНР по требованиям местного законодательства.

Юридические лица в Китае наделены специальной (ограниченной) правоспособностью. В отличие от России, где коммерческие организации могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать все необходимые для этого сделки, в Китае сфера деятельности предприятий строго зафиксирована в учредительных документах и даже указана в Свидетельстве о праве ведения хозяйственной деятельности.

Компании с иностранным капиталом являются юридическими лицами КНР, и сфера их работы строго ограничена. Более того, поскольку процедура организации предприятия с иностранными инвестициями сложнее, чем китайских компаний, и предполагает участие большего количества государственных органов, ограничения по сфере деятельности здесь также более строгие. Порядок доступа иностранного капитала в разные отрасли КНР определен Каталогом-руководством отраслей для инвестирования иностранного капитала.

 

Уставный капитал

Законом КНР «О компаниях» для предприятий с ограниченной ответственностью установлен минимальный размер уставного капитала – 30 тыс. юаней (жэньминьби), а для компаний с ограниченной ответственностью с единственным учредителем – 100 тыс. юаней (жэньминьби).

Для предприятий с иностранным капиталом эти цифры на практике выше и составляют от $60–70 тыс. для консалтинговой компании до миллионов или даже десятков миллионов – для транспортно-экспедиторской или инвестиционной.

Средства уставного капитала не должны быть помещены на депозит, заморожены или иным образом выведены из оборота. Уставный капитал может вноситься в рассрочку или одним платежом, можно также платить имуществом или нематериальными активами при условии, что не менее 30 % отдается денежными средствами.

 

Налогообложение

Налогообложение предприятия, тем более созданного инвесторами из одной страны в другом государстве, – достаточно сложная и обширная тема, заслуживающая отдельной статьи, поэтому сейчас мы не будем рассматривать этот вопрос подробно, а кратко остановимся на основных моментах.

Во-первых, предприятия, продающие в КНР товары и услуги, являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Общая его ставка составляет 17 % для торговли товарами и 6 % – для предприятий сервиса. Для плательщиков с малым оборотом в обоих случаях она составляет 3 %.

Во-вторых, все компании, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются плательщиками налога на прибыль. Общая ставка – 25 %; для так называемых низкоприбыльных малых предприятий ставка налога установлена на уровне 20 %, а для предприятий новых и высоких технологий, поддерживаемых государством, – на уровне 15 %. Признаки льготных категорий пред-приятий и требования должны быть определены законом.

В-третьих, все предприятия, зарегистрированные и ведущие деятельность в КНР, являются налоговыми агентами для своих сотрудников и уплачивают за них налог на доходы физических лиц.

В Китае применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц – с ростом дохода ставки изменяются от 3 до 45 %. Кроме того, предприятие обязано уплачивать за работников социальные платежи в размере около 45 % от официально начисляемой заработной платы.

 

Распределение прибыли

Прибыль, получаемая участниками предприятия с иностранным капиталом, может быть распределена между ними и выведена за рубеж в распоряжение иностранного участника (участников). Распределение производится после уплаты налога на прибыль. Кроме того, при выводе прибыли за рубеж удерживается налог у источника выплаты (withholding tax) по ставке 10 % или более в зависимости от наличия соглашения об избегании двойного налогообложения с КНР и его условий.

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы