25 января 2014

В Россию – с выставкой

Конгрессно-выставочная отрасль России преодолела стагнацию последних лет. Участники рынка отмечают, что в 2013 году выставочные площади возросли на 8 %. Кроме того, наблюдается увеличение числа иностранных участников. Эксперты уверяют: все это говорит о том, что в мире растет интерес к России как к большой выставочной площадке.

В декабре 2013 года в Санкт-Петербурге состоялось отчетно-выборное собрание членов Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), на котором были подведены итоги деятельности организации, даны оценка российского рынка индустрии встреч и прогноз на ближайшие три года.

По мнению членов РСВЯ, есть основания утверждать, что конгрессно-выставочная индустрия в России преодолела период стагнации в связи с мировой экономической рецессией, а сегодняшние темпы ее развития серьезно опережают многие отрасли промышленности и экономики. Так, объемы выставочной площади в России за последние годы выросли на 22 %, общее количество иностранных участников выставок и конгрессов в среднем по стране увеличилось почти в 1,5 раза, рост числа отечественных экспонентов составил 15 %.

«В ближайшие три года необходимо совершенствовать материально-техническую базу, поддерживать товаропроизводителей, развивать информационные технологии, разработать концепции развития конгрессно-выставочной деятельности, – говорит президент РСВЯ Сергей Алексеев. – На сегодняшний день в отечественной отрасли работают более 5200 сотрудников, 1581 из которых заняты непосредственно организацией выставок. И особое внимание сейчас следует уделить подготовке кадров».

Северная столица для индустрии встреч

 «На выставочно-конгрессных мероприятиях мы часто говорим о проблемах ведущих отраслей, малого и среднего бизнеса. В нашей индустрии заняты миллионы специалистов, сотни тысяч компаний, более 140 тыс. экспонентов. У выставочно-конгрессной отрасли большой инновационный потенциал, – говорит президент ГП «РЕСТЭК» Сергей Трофимов. – Когда речь идет об инновациях, чаще всего имеют в виду производство товаров, нанотехнологии и практически никто не затрагивает проблему инноваций в маркетинге и управлении, которая является одной из главных в экономике». Рынок России меняется и требует инновационных решений в области индустрии встреч.

 «В сентябре 2014 года в Санкт-Петербурге будет открыта современная выставочно-конгрессная площадка – «Экспофорум». В новом комплексе инновации начали внедрять на этапе проектирования, – рассказывает исполнительный директор ЗАО «Экспофорум», генеральный директор ОАО «Ленэкспо» Сергей Воронков. – Современный комплекс создан с учетом новаций. Это произошло благодаря тому, что были проведены очень глубокие и качественные маркетинговые исследования, в которых принимали участие ведущие специалисты, в частности ГП «РЕСТЭК», президент группы Сергей Трофимов, зарубежные консультанты, стратег выставочного бизнеса Йохен Витт. Таким образом, удалось сделать комплекс, который устроит всех участников рынка».

 Несмотря на некоторое отставание в развитии конгрессно-выставочной деятельности от Москвы, Петербург по ряду показателей серьезно опережает регионы. В этом уверен вице-губернатор города Олег Марков. По его словам, такие значимые события, как открытие второй сцены Мариинского театра, новых гостиниц, ввод в эксплуатацию терминала аэропорта должны и могут способствовать позиционированию Санкт-Петербурга как европейского центра конгрессной деятельности, «где ценят традиции и в то же время оперативно реагируют на вызовы завтрашнего дня».

 «В ближайшие годы планируется укрепить позиции Северной столицы в выс-тавочно-конгрессной  отрасли не только в России, но и в Европе, учитывая привлекательность Петербурга как крупной туристической дестинации, – говорит начальник управления развития внешнеторговой деятельности и связей с общественностью Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Алексей Яковлев. – В этой связи основную цель нашей работы в данном направлении мы видим в развитии новых отраслей выставочно-конгрессной деятельности в городе, налаживании взаимодействия между организаторами конгрессов и выставок, владельцами выставочных площадей и представителями органов власти, разработке координационных документов, реально работающих в современных экономических условиях. Создание Конвеншн-бюро в Петербурге – еще один существенный, отвечающий современным тенденциям шаг в данном направлении».

Количество в качество

Участники общего собрания Российского союза выставок и ярмарок отметили необходимость проведения аудита выставочных показателей для повышения эффективности отраслевых экспозиций как маркетингового инструмента.

 По словам генерального директора компании «РуссКом Ай-Ти Системс» Андрея Жуковского, в настоящее время в России было проведено 733 аудиторские проверки, по результатам которых общая площадь выставок была рассчитана точно и составила 1 567 280 кв. м нетто. «Если исходить из того, что всего в России застраивается около 2,2 млн кв. м выставочной площади, то получается, что аудитом был охвачен 71 % от общего количества. Это неплохой показатель для статистических данных, но не отражает реальную картину по всем выставочным мероприятиям России», – отмечает эксперт. На основании аудиторских проверок составляется общероссийский рейтинг выставок, который является еще одним рыночным механизмом для отрасли.

В рейтинг, утвержденный в 2013 году, вошло 311 российских выставок по 48 тематикам. В 2013 году средняя экспозиция в России занимала 3105 кв. м, привлекала 118 экспонентов и порядка 10 тыс. посетителей, средняя площадь стенда составляла 16 кв. м, а на одного экспонента пришлось 53 посетителя.

Расширили экспозиционные площади операторы, организующие мероприятия в регионах России. Недавно построенные выставочные комплексы в Новосибирске и Екатеринбурге в 2014 году готовят новые проекты. В числе лидеров отрасли теперь не только Урал и Сибирь, но также Краснодарский край и Поволжье.

 «Самарская область, на мой взгляд, занимает одну из лидирующих позиций в индустрии встреч России. Конечно, существует целый ряд проблемных зон. Например, слабо развита инфраструктура регионов, транспортных и логистических систем. Считаю, что крупнейшие регионы страны, в том числе и Самара, могут и должны развиваться в этом направлении синхронно. Основная цель развития выставочной деятельности России в целом – научиться работать в команде, – рассказывает генеральный директор ООО «ВК Экспо-Волга» Андрей Левитан. – Очевидным фактором модернизации отрасли является массовое внедрение цифровых технологий в процесс подготовки и проведения выставок и конгрессов. В частности, на примере нашей компании могу утверждать, что в 2013 году в условиях уменьшения валовой выручки на 7–8 % за счет сокращения массовой рекламы в печатных и рекламных СМИ и переориентации на интернет-рекламу мы получили маржинальную прибыль выше, чем по итогам предыдущих лет. При этом исследования показали, что 40 % посетителей наших мероприятий за этот период попали на наши мероприятия благодаря Интернету».

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы