4 сентября 2013

Всеобщая газификация

В России началась крупномасштабная программа газификации автомобилей. Мировые цены на голубое топливо стали снижаться, и поставщики вовремя нашли новый рынок сбыта. Эксперты Expo Business Review оценили перспективы газификации отечественного транспорта.

Газ как моторное топливо используется сегодня более чем в 80 странах мира – по их дорогам разъезжает свыше 17 млн автомобилей на газе. Лидером по парку газобалонного транспорта является Пакистан с более чем 2,25 млн газовых машин. Россия же, обладая пятой частью мировых запасов голубого топлива, даже не входит в десятку лидеров. В стране зарегистрировано 86 тыс. газовых автомобилей.

По мнению экспертов, у России есть все возможности (и ресурсные, и технологические) для того, чтобы занять ведущие позиции на рынке. Этот вопрос взял под контроль глава государства. На совещании о перспективах использования газомоторного топлива, прошедшем летом 2013 года, Владимир Путин подписал перечень поручений правительству. В частности, необходимо принять комплексный план расширения использования газа в качестве моторного топлива, в том числе для железнодорожного, речного, морского транспорта и сельскохозяйственной техники. Также предлагается ввести изменения в некоторые федеральные законы, а действующую правовую базу привести в соответствие с международными документами. Кроме того, российским чиновникам предстоит повысить интерес покупателей к газобаллонным автомобилям и разработать меры государственной поддержки отрасли. Некоторые из этих поручений должны быть выполнены уже в сентябре.

На голубом газу

Главный плюс газового топлива (метана) – экологичность. По оценкам экологов, автомобили в России ежегодно выбрасывают в атмосферу до 14 млн т вредных веществ. Использование газа позволит сократить выбросы парниковых газов более чем на четверть. Кроме того, газ дешевле традиционного топлива: сегодня литр дизеля или бензина обходится в среднем в 30 руб., в то время как литр газа стоит в три раза дешевле.

Сейчас многие крупные автоконцерны, такие как Volkswagen, Mercedes, Opel, АвтоВАЗ, производят легковые машины, работающие на газовом топливе. Грузовики выпускают Iveco и КамАЗ, а городские, междугородные и туристические автобусы – компании Yutong, ЛиАЗ, НефАЗ и КАвЗ. Специалисты КамАЗа доказали эффективность работы транспорта на таком топливе. В течение 2012 года сотрудники компании эксплуатировали восемь специально оборудованных дорожных машин в Набережных Челнах. Оказалось, что за это время на одном только топливе удалось сэкономить около 2,17 млн руб. В компании уверяют, что техническое обслуживание таких машин обойдется не дороже, чем традиционных.

Как рассказал Expo Business Review лауреат Международной премии «Глобальная энергия» профессор Акира Йосино, существует несколько способов использования природного газа для автомобилей. Во-первых, его применяют как энергодвижущую силу. «В Японии есть такие машины. Но проблема в том, что современные автомобили, которые ездят на бензине, нельзя переоборудовать так, чтобы они частично работали и на газе. Кроме того, требуется довольно много энергии, чтобы преобразовать природный газ в жидкость», – поясняет Акира Йосино.

Во-вторых, природный газ можно использовать в качестве топлива, вырабатывающего энергию, за счет которой, в свою очередь, будет двигаться электромобиль. «Это, на мой взгляд, самое перспективное направление применения данного вида топлива, – говорит японский ученый. – Существует и третий путь: использовать метан как источник водорода, за счет которого будет приводиться в движение автомобиль».

Транспортники готовятся к переменам

Выполняя поручения правительства, государственные компании уже начали закупать специализированный транспорт. Так, в июле 2013 года в Волховский и Бокситогорский районы Ленинградской области поступили первые четыре автобуса на газомоторном топливе. Комитет по ЖКХ и транспорту региона направил заявку в Министерство транспорта РФ. Как пояснили пресс-службе правительства Ленобласти, регион получил 10 млн руб. для закупки автобусов марки ПАЗ, на которых установлены новые газовые двигатели, работающие на метане. Софинансирование местных бюджетов составило 2,5 млн руб. Чиновники считают, что эта мера позволит улучшить экономические показатели работы транспортных предприятий и экологическую ситуацию, а также снизить бюджетные расходы. В текущем году регион планирует продолжить участие в программе и направить еще одну заявку на 320 млн руб. (софинансирование со стороны области составит 100 млн руб.). На эту сумму можно приобрести более 40 автобусов большей вместимости.

При всех плюсах использования машин на газе, такие транспортные средства должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой: сервисными и заправочными станциями. Сегодня в 60 регионах России работают 252 автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции – АГНКС (206 из них принадлежат Газпрому). К 2020 году их должно стать на порядок больше – 2,5 тыс. Большинство этих станций образуют локальные газозаправочные сети. Однако, отмечают специалисты, автомобиль на газе может просто не доехать от одной заправки до другой, поскольку они расположены в сотне километров друг от друга. Например, в Петербурге работает лишь одна станция – «Газпромнефть» на Пулковском шоссе.

В конце 1980-х годов в Ленинграде насчитывалось десять АГНКС и еще пять – в Ленобласти (в Выборге, Гатчине, Тосно, Тихвине и Кингисеппе). Сегодня на этих площадках, как правило, располагаются обычные АЗС. Специалисты, работавшие на данных объектах, напоминают, что сегодня после некоторой модернизации и получения определенных технических документов станции снова могут вступить в строй.

 

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы