Expo Business Review / Компании и рынки / Компании и Рынки / Шельф глубокой проработки

4 сентября 2013

Шельф глубокой проработки

Крупнейшие энергетические компании России торопятся освоить арктический шельф: ведут геологоразведку, строят специальный флот. Однако далеко не все масштабные проекты реализуются по плану. Эксперты Expo Bussines Review оценили сложившуюся ситуацию.

Освоение шельфовых месторождений углеводородов в Арктике поможет справиться с энергодефицитом. Территория за полярным кругом занимает лишь 6 % поверхности земли, однако на ее долю приходится до 20 % неразведанных извлекаемых запасов нефти и природного газа. Разработку арктических месторождений ведут многие страны мира. Помимо России, интерес к ним проявляют США, Канада, Швеция и Норвегия. Борьба за энергоресурсы становится все более активной.

По данным Геологической службы США (USGS), неразведанные залежи углеводородов в Арктике оцениваются примерно в 90 млрд баррелей нефти, 1669 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей природного газоконденсата. Очевидно, что при таких перспективах освоения любая деятельность в регионе лежит в области национальных интересов.

Штокман в запасе

Компания «Газпром» продолжает оптимизировать проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. По официальной информации, проектно-изыскательские работы по морским объектам и морскому порту с хранилищами сжиженного природного газа (СПГ) планируется завершить в конце 2013 – начале 2014 года. А пока идет проектирование береговых объектов. Специалисты, следящие за воплощением проекта в жизнь, сходятся во мнении, что он нужен России, ведь начальные геологические запасы месторождения оцениваются в 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн т газового конденсата. И то, что российский газовый гигант планирует начать освоение месторождения не ранее 2020 года, говорит только о том, что пока разрабатывать его экономически нецелесообразно.

Начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских предлагает взглянуть на глобальную картину потребления газа. По его данным, за 2012 год объемы потребления голубого топлива выросли на 2,5 %, а доля газа в мировом энергобалансе увеличилась на 0,4 % и достигла внушительных 24 %. По прогнозам, данная цифра в ближайшие годы будет лишь расти. Это касается не только России, но и Европы. А значит, у газа из Штокмановского месторождения будут гарантированные потребители.

Свистать всех на верфь!

То, что такие заказчики, как Газпром, сейчас не могут определиться со своими крупными проектами, влияет и на другие отрасли, например на судостроение. Речь идет о строительстве специальной морской техники, призванной работать на шельфе. Эксперты неустанно твердят, что текущее состояние российских верфей не позволяет производить современные суда, поэтому мы все чаще обращаемся к помощи иностранцев. Дабы исправить ситуацию, возникла идея создания так называемой суперверфи, которую предполагалось построить в Кронштадте. Инициатива, озвученная еще на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2011 году, предполагала, что на остров Котлин перенесут основные мощности Адмиралтейских верфей (входят в Объединенную судостроительную корпорацию – ОСК). Администрация Петербурга и руководство ОСК подписали тогда соответствующее соглашение. В Кронштадте должен был появиться совершенно новый завод, построенный с нуля. Но инвесторы не смогли изыскать средства: общая стоимость суперверфи – 60 млрд руб. Ожидается, что проект «сойдет с мели» осенью 2013 года, когда ОСК предложит свою стратегию развития.

А пока на Дальнем Востоке, в городе Большой Камень, строится еще один судостроительный комплекс – верфь «Звезда-DSME», заложенная в конце 2009 года на существующих мощностях завода «Звезда». Верфь должна быть готова к 2020 году, но пока строительство идет с отставанием от графика. Здесь будут сооружать суда для российских нефтегазодобывающих компаний. По данным ОСК, только в период с 2011 по 2020 год Новатэку будут необходимы три газовоза вместимостью 80 тыс. куб. м, Роснефти – 7 танкеров дедвейтом 150 тыс. т, а Совкомфлоту до 2015 года понадобятся 10 танкеров дедвейтом 160 тыс. т.

Неопределенность с новой верфью, впрочем, не блокирует другие заказы российского судостроительного гиганта. Так, во время ПМЭФ в июне 2013 года компания «Газпром Маркетинг и Трейдинг» подписала с ОСК соглашение о стратегическом партнерстве в строительстве до 13 газовозов вместимостью около 170 тыс. куб. м. Суда, предназначенные для транспортировки сжиженного природного газа, планируется построить в период с 2017 по 2021 год для обеспечения морских перевозок с платформ Газпрома «Владивосток СПГ» и «Сахалин-2».

Золотое RU-NO

Несмотря на грандиозные планы многих государств, в том числе и России, по освоению арктических углеводородных запасов, этот регион остается крайне уязвимым с точки зрения экологии. В «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» отражены меры экологической политики. «Они будут направлены на предотвращение разливов нефти и разработку эффективных методов борьбы с нефтяным загрязнением морской среды в ледовых условиях», – говорится в документе. Для этого планируется применять новые биотехнологии рекультивации загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий, оборудовать ледоколы средствами ликвидации разливов нефти, проводить совместно с другими государствами спутниковый мониторинг загрязнений Арктического бассейна.

Безусловно, большего эффекта в деле бережного освоения бездонных ресурсов Арктики можно достичь совместными усилиями. Так, с февраля 2012 года действует российско-норвежский «Проект RU-NO Barents». Программа, рассчитанная на три года, нужна для анализа проблем, с которыми сталкивается нефтегазовая промышленность обеих стран. Инициатива призвана устранить несоответствия между существующими технологиями и передовыми методами, необходимыми для экологичной и безопасной добычи нефтегазовых ресурсов в Баренцевом море. Проект финансируется норвежскими органами власти, а также российскими, норвежскими и международными представителями нефтегазовой промышленности. Промежуточные результаты работы станут известны в начале 2014 года.

В результате проведения геологоразведки в акватории арктического шельфа Дальнего Востока и Восточной Сибири будут подтверждены бассейны угле-водородного сырья в объеме до 14 млрд т. Работы ведутся на шельфе Сахалина (в Астрахановском море), на лицензионном участке Некрасовский.

Игорь Сечин,

президент ГК «Роснефть»

Минерально-сырьевая база Арктики имеет огромный потенциал, который должен стать драйвером развития удаленных и малодоступных регионов страны, способствовать увеличению промышленного производства и укреплению стратегических позиций России. В настоящее время в регионе открыто 594 месторождения нефти, 159 месторождений газа, 2 месторождения никеля и более 350 месторождений золота.

Денис Храмов,

заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы