Expo Business Review / Компании и рынки / Компании и Рынки / Новая дорожная карта России

7 сентября 2013

Новая дорожная карта России

Одна из главных проблем России – дороги – будет решена через семь лет. Такую цель поставили перед собой Росавтодор и государственные органы, ответственные за состояние магистралей. Журнал Expo Business Review узнал подробности.

Весной 2013 года на знаках въезда сразу в нескольких мегаполисах России появились самодельные плакаты: «Осторожно! В городе мало асфальта!» Фотографии арт-объектов быстро разошлись по Интернету, полиция безуспешно ищет зачинщиков акции. А недавно слова неизвестных авторов подтвердили эксперты Мирового экономического форума, подготовив доклад о качестве дорог в мире. Среди 143 стран, участвующих в рейтинге, Россия заняла 136-е место. Худшие трассы обнаружили в Габоне, Гвинее, Гаити, Монголии, Румынии, Молдавии и на Украине.

Решить проблемы дорог в России призвана Федеральная целевая программа, принятая еще в 2010 году. Эксперты, опрошенные Expo Business Review, уверяют, что в последнее время дорожное строительство сделало значительный шаг вперед. Тем не менее темпы развития отрасли существенно отстают и от скорости автомобилизации населения России, и от мировых стандартов.

Согласно статистике, которую приводит Росавтодор, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в России в 20 раз меньше, чем в США, и в 10 раз меньше по сравнению со странами Европы. При этом более 80 % трасс, по данным Министерства транспорта РФ, не соответствуют современным транспортным нагрузкам, а около трети из них требуют незамедлительного ремонта. Для обеспечения связи между регионами и нормального трафика общая протяженность российских дорог должна быть примерно в два раза больше.

Экономика в минусе

Плохие дороги замедляют экономическое развитие, что оборачивается дополнительными расходами как для представителей бизнеса, так и для населения. Грузы по России перемещаются со скоростью 200–300 км в сутки – в четыре раза медленнее, чем в индустриально развитых странах. Поэтому транспортные расходы в себестоимости товаров в России составляют 12–50 %, тогда как в странах Евросоюза – не более 8 %.

В 2011 году на Всероссийской конференции транспортников Правительством РФ была сформулирована задача: «За 5–10 лет модернизировать и привести в порядок все федеральные трассы страны». Эти планы нашли отражение в программе развития государственной корпорации «Российские автомобильные дороги» (Росавтодор) и федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России», принятой до 2020 года. Согласно документу, Росавтодор построит 473,3 км новых дорог и реконструи-рует 1,014 тыс. км уже существующих. В рамках реализации транспортной стратегии планируется осуществить ряд масштабных инфраструктурных проектов, которые в совокупности должны повысить транспортную связность страны и увеличить скорость сообщения между регионами.

Росавтодор рассчитывает потратить на все мероприятия по борьбе с плохими дорогами более 1,7 трлн руб. Однако это только небольшая часть средств, которая пойдет на дорожное строительство. После реформирования схемы управления дорожной отрасли стало возможным привлекать средства частных инвесторов в рамках государственно-частных партнерств и концессионных соглашений, а также региональных дорожных фондов. В них, согласно заявлению президента Владимира Путина, будет аккумулировано до 8 трлн руб.

Вместе с тем, несмотря на увеличение денежных потоков, текущие расходы на ремонт и содержание дорог в России удовлетворяют потребности чуть более чем на треть. Дефицит финансирования дорожной отрасли составляет около 886 млрд руб. в год. С учетом того, что 1 км новой автодороги в России обходится 104–107 млн руб., ежегодно на дорожное строительство должны тратить 3,3 трлн руб., тогда как общий объем дорожного фонда РФ в два раза меньше этой суммы. Частный бизнес, заинтересованный в улучшении сложившейся ситуации, пока находится на обочине. Инициативу потенциальных инвесторов ограничивают высокие процентные ставки и сложные условия получения банковских кредитов.

Дорогу осилит идущий

Пока темпы строительства новых дорог остаются крайне низкими. По данным генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления дорогами (РАДОР) Игоря Старыгина, за последние 10 лет в России было введено в эксплуатацию порядка 3760 км дорог регионального и местного значения. Для того чтобы соответствовать показателям транспортной стратегии, необходимо ежегодно увеличивать объемы строительства на 14–15 %. Кроме того, новые российские дороги по различным причинам не отвечают современным требованиям. По словам заместителя руководителя Росавтодора Анатолия Безверхова, менее 1 % региональной дорожной сети способно выдержать без последствий автомобили с нагрузкой на ось в 10 т и выше.

По данным экспертов, до сих пор более 70 % российских автодорог рассчитано на машины с нагрузкой на ось не более чем в 6 т. Специалисты считают, что это одна из основных причин, почему российские дороги находятся в неудовлетворительном состоянии и ремонтируются уже чуть ли не на следующий день после ввода в эксплуатацию или капитального обновления.

По словам начальника управления эксплуатации Росавтодора Игоря Астахова, почти 60 % федеральных автодорог в России не соответствуют нормативам. Ожидается, что в 2014 году Росавтодор начнет получать средства на капитальный ремонт и содержание дорог. На эти цели планируется потратить 206,8 млрд руб., а в 2015 году – 220,2 млрд. Игорь Астахов признает, что при таком финансировании к чемпионату мира по футболу дороги в надлежащий вид не приведут. Но, как уверяют в Росавтодоре, проблему удастся решить к «Экспо-2020»

 

Комментарии (1)

Комментировать
admin 18.09.2013 17:39:45

ага, будет, как же...

ответить    

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы