Expo Business Review / Компании и рынки / Компании и Рынки / Россия и ВТО: конкурентоспособность на мировом рынке

21 мая 2013

Россия и ВТО: конкурентоспособность на мировом рынке

Виктор Работнев Консультант, бизнес-тренер консалтинговой группы BI TO BE, эксперт по разработке и внедрению систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартамВступление России в ВТО – событие, которым много лет запугивали отечественные предприятия: Китай массово производит дешевые товары, Германия экспортирует дорогие и качественные автомобили, а что может противопоставить этим странам Россия?

Не секрет, что иностранный продукт стал синонимом качества. В рейтинге глобальной конкурентоспособности за 2012–2013 годы, представленном аналитической группой Всемирного экономического форума, Россия занимает 67-е место и находится между Ираном и Шри-Ланкой. Что же должно измениться в отечественном бизнесе, чтобы конструктивно повлиять на сложившуюся ситуацию? Секреты выживания на мировом рынке при обилии самых разнообразных рекомендаций довольно просты: организованность, активность и дальновидность.

Правила игры

Сначала надо проанализировать те законы, по которым предстоит действовать отечественным бизнесменам в условиях мирового рынка. Правила, обеспечивающие наше достойное будущее в глобальной экономике, – это международные, государственные, европейские стандарты. ГОСТ, на который производство опиралось долгие годы, нивелировался. Главным ориентиром для многих теперь являются международные нормы.

Основные проблемы в бизнесе возникают из-за несовершенства системы управления. Изменения, которые предусмотрены и детально прогнозируются западными предприятиями, застигли наш менеджмент врасплох. Другими словами, компании не успевают за переменами, происходящими в глобальной среде. Прежде всего это снижает качество товаров и услуг и, соответственно, конкурентоспособность. Налицо парадокс: отечественное производство нуждается
в экстренном преодолении экономического кризиса, улучшении качества производимой продукции, а международные стандарты, которые могли бы помочь решить эти проблемы, не работают на российском рынке.

От хорошего качества выигрыют все: и производитель, и потребитель. Почему же тогда до сих пор существует проблема качества товаров и услуг? Правила плохи? Нет, потому что если мы не выступаем против этих требований, не предлагаем их изменить, значит, они в принципе верные. Судя по всему, российский бизнес просто привык функционировать, не обращая на стандарты особого внимания. Суровость законов, как говорится, компенсируется необязательностью их исполнения. Подчиняются обычно только приказам, от исполнения которых так или иначе зависит благополучие. При этом производителей не пугают даже возможные штрафы. К сожалению, все более значимым фактором становится коммерциализация жизни – она и приводит к простым и кратковременно эффективным, но часто незрелым и бесперспективным решениям.

Опыт, сын ошибок трудных

Подавляющее большинство книг по менеджменту издается американскими специалистами, причем не потому, что они находятся на переднем крае этой сферы деятельности, а из-за того, что они, в отличие от остальных, ориентируются на традицию описания опыта, каким бы малым он ни был. В России до сих пор не считают нужным фиксировать опыт, тогда как удачный менеджмент заключается не только в том, чтобы выбрать самые эффективные методы. Успех гарантируют не способы и модели, а преемственность их применения. Практически каждый российский руководитель имеет опыт личных проб и ошибок, и все нововведения рассматриваются им субъективно. Кроме того, нашим управленцам свойственна скептическая оценка чужого опыта, в том числе и отображенного в международных стандартах, а также неприятие иностранной идеологии и терминологии. Поэтому нужно в первую очередь преодолеть разрыв между требованиями стандарта и фактическим состоянием системы управления бизнесом. Для этого требуются реальные, простые в применении, действенные инструменты.

Процессный подход ставит перед необходимостью пересмотра сложившихся принципов управления, перестройки системы управления, ломки стереотипов. Это те причины, по которым внедрение стандартного стиля управления в России считается нецелесообразным.

Анализ практики управления предприятиями в России часто свидетельствует о том, что она не соответствует современным представлениям. Согласно теории Эдвардса Деминга, 96 % ошибок, брака и проблем происходит из-за нарушений в системе управления по вине высшего руководства. Принято считать, что в России 100 % ошибок совершается по вине рядовых исполнителей.

Можно смело утверждать, что шансы российских предприятий достойно конкурировать с западными компаниями в ВТО очень высоки, ведь иностранным игрокам наверняка придется приспосабливаться к особым условиям на нашем рынке и менталитету, а сделать это эффективно смогут далеко не все. Нашим предпринимателям необходимо энергично впитывать практический опыт и знания, осваивать технологии. Мы способны двигаться к одной цели, только отечественным и иностранным компаниям придется преодолевать разные препятствия.

Особые условия российского рынка

Семейственность. Россияне привыкли выстраивать на работе более тесные отношения, чем европейцы и американцы. Многочисленные празднования знаменательных дат с сослуживцами в рабочее время и на рабочем месте не приветствуются ни в Европе, ни в США. В семейной жизни трудно внедрить процессный подход, ведь близкие отношения невозможно формализовать.

Творчество. Тяга к творчеству – особенность российского работника. Документирование процессов ограничивает инициативу менеджеров и является препятствием для успешного функционирования систем управления. В условиях постоянного творчества реальная деятельность российского менеджмента изменяется несколько раз в день. Внедрение таких «новаций» несовместимо с совершенствованием. Российские менеджеры всесторонне развиты и у них нет дефицита энтузиазма для решения задач.

Монополизация. Наличие конкурентной борьбы подводит организации к внедрению процессного подхода для снижения себестоимости продукции и повышения ее качества. Если же конкуренции нет, то можно об этом не заботиться. Монополист продаст собственный продукт по любой цене. В свое время священный принцип монополизма считался особенностью социализма. Долгое время российские предприятия боролись за монополизм и были против процессного подхода.

Поверхностность. Ранее существовало естественное препятствие для применения процессного подхода – отсутствие информационных технологий и технического обеспечения. С появлением инструментария возник соблазн автоматизировать процессы, не отслеживая их качество. При этом огромное количество таких систем управления совершенно неэффективны, потому что они были автоматизированы быстро, дорого и без оценки самой системы.Эффективность автоматизации определяется глубиной анализа бизнес-процессов.

Жесткий контроль. Акционеры следят за производством, управляют им, участвуют в снижении затрат. Следовательно, доход тоже контролируется теми, кто управляет бизнес-процессами. На Западе сотрудники довольно часто становятся партнерами владельца, что приносит взаимную выгоду. В России нет доверия к подобным способам достижения результатов, поэтому собственники вынуждены усиливать контроль и ограничивать инициативность исполнителей.

Комментарии (1)

Комментировать
admin 29.10.2013 21:29:43

blablalba

ответить    

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы