Expo Business Review / Компании и рынки / Компании и Рынки / Регионы России поднажали на газ

7 октября 2014

Регионы России поднажали на газ

Петербургский международный газовый форум открылся в КВЦ «Экспофорум». С 7 по 10 октября на площадке пройдут выставки и деловые встречи. Во время конференции «Газомоторное топливо как новый вектор развития российской экономики» специалисты обсудят программы по внедрению голубого топлива на транспорте.

В день открытия IV Петербургского международного газового форума в Северной столице стартовал автопробег «Голубой коридор-2014». В ралли принимают участие автомобили заводского производства, работающие на природном газе. Автопробег пройдет по территории 15 европейских государств. Протяженность пути составит более 6,5 тыс. км.

С 2013 года в России по поручению президента РФ Владимира Путина реализуется программа развития рынка газомоторных энергоносителей. Expo Business Review выяснил, как регионы внедряют план перевода транспорта на голубое топливо.

За последний год российский парк автомобилей на газомоторном топливе (ГМТ) вырос с 86 тыс. до 105 тыс. Такими данными располагает компания «Газпром газомоторное топливо». Именно она ответственна за строительство сети заправочных станций по всей стране. Многие помнят, что в советское время автомобили, работающие на метане, были довольно популярны. Весной 2013 года эта тема вновь стала активно обсуждаться, но затем последовал спад. Как сейчас реализуется проект в Северной столице и Ленинградской области?

Баллон на крыше

«Мы говорим о газовом транспорте с 1985 года, причем до 1990-го он эффективно эксплуатировался: газификация транспорта была очень приличной, – вспоминает исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. – Сейчас все изменилось в худшую сторону. В основном это связано с инфраструктурой. Мы готовы поставлять автомобильную технику в любых объемах и во все регионы, но у нас нет заправочных станций».Эксплуатанты газового транспорта подтверждают: ведущие производители автобусов уже имеют опыт изготовления техники с газобаллонным оборудованием (ЛиАЗ, НЕФАЗ и др.), поэтому заводы специально под эти цели не строятся.

В конце 1980-х годов в Ленинграде было 10 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) на 500 заправок в сутки каждая и еще 5 действовало в Ленинградской области. Сегодня в Петербурге две газовые заправки: на Пулковском шоссе, 42, и в Сестрорецке.

В Ленобласти три станции: в Кингисеппе, Тосно и Тихвине (правда, последняя временно закрыта).В значительной степени проблема с заправками связана с тем, что требования стандартов (СНиПов) по их строительству более жесткие, чем в других странах мира. В СССР были станции, на которых можно было заправлять 100–200 автомобилей. Сегодня масштабные АГНКС не нужны. Специалисты уверены: необходимо пересмотреть нормы и требования к расположению заправок на газе.

В июле 2014 года вступили в силу изменения, внесенные Роспотребнадзором в СанПиН. По новым правилам, снижен класс опасности и сокращена санитарно-защитная зона для вновь строящихся АГНКС в зависимости от их мощности, а для станций заправки сжиженным природным газом – от объемов хранения.

В компании «Газпром газомоторное топливо» считают, что новая редакция документа позволяет не только оптимизировать поиск земельных участков для строительства АГНКС и криоАЗС, но и подобрать для них более удобное местоположение.«Если городская администрация примет решение переводить общественный транспорт на газ, это поможет развитию заправочной инфраструктуры, потому что в таком случае она найдет способ, чтобы в каждом автобусном парке построить газовую станцию», – уверен Игорь Коровкин.

Поездка на газовом автомобиле

Как пояснили в пресс-службе правительства Ленобласти, в регионе пока все застопорилось по причине того, что нет заправочных станций. В 2013 году область в рамках федеральной программы закупила всего четыре автобуса на газомоторном топливе – для Волховского и Бокситогорского районов. Как уточняют в комитете по ЖКХ и транспорту Ленобласти, эксплуатация машин затруднена по причине неразвитой заправочной инфраструктуры. Автобусы на газомоторном топливе используются в Тихвине. В перспективе до 2023 года для обеспечения муниципального и частного транспорта Ленинградской области компримированным природным газом (КПГ) компания «Газпром ГМТ» планирует строительство 11 АГНКС и ввод в эксплуатацию 16 модулей КПГ.В Петербурге ситуация иная: недавно правительство Северной столицы одобрило городскую программу внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе на 2014–2023 годы.

Предполагается, что перевод транспорта на газ позволит снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, повысит экономическую эффективность автомобильных перевозок. По программе Петербург намерен купить 3,16 тыс. автобусов, грузовую и специальную технику, использующую газомоторное топливо. Общий прогнозируемый объем финансирования мероприятий программы превышает 30,3 млн руб. Из городского бюджета выделено около 19 млн руб., остальное – внебюджетные источники финансирования.

Сейчас в Петербурге на компримированном природном газе ездят 45 автобусов. С 2013 года они эксплуатируются СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Заправляют такой транспорт на АГНКС на Пулковском шоссе, где можно одновременно обслуживать четыре машины. «В эксплуатации эти автобусы по основным параметрам практически ничем не отличаются от дизельных, кроме устройства топливной системы и наличия газобаллонного оборудования, – поясняет пресс-секретарь предприятия Татьяна Клепикова. – Важно, что использование газомоторного топлива уменьшает количество выбросов высокотоксичных и канцерогенных веществ, что, в свою очередь, снижает уровень загрязнения атмосферы в Петербурге.

Сегодня использование компримированного газа, учитывая его стоимость, дает экономию расходов по статье «топливо» в размере 30–40 %. Другие показатели эффективности газовых автобусов можно будет определить после как минимум годового периода эксплуатации».Регионы также переводят транспорт на голубое топливо. Так, в Татарстане более 240 автобусов ездят на компримированном природном газе. В Краснодарском крае – 150 газобаллонных мусоровозов, в Самарской области – 20 газовых такси, в Пермском крае и Челябинской области – по 20 автобусов. В Удмуртии к имеющимся 13 автобусам к концу текущего года докупят еще 87.

Газовая поддержка

В 2014 году компания «Газпром газомоторное топливо» начала строительство заправок в 22 регионах страны. Сейчас совместно с ведущими отечественными производителями она разрабатывает план по локализации производства на территории России основного технологического оборудования для АГНКС и криоАЗС. Как уточнили в пресс-службе компании, удалось достичь договоренностей о размещении блоков по заправке природным газом на АЗС крупнейших российских топливных операторов: Лукойла, «Татнефти», «Газпром нефти», «Газпром газэнергосети». В ближайших планах – оборудовать блоками КПГ более 90 традиционных заправочных станций. Кроме того, предприятие приступило к выкупу и реконструкции действующих АГНКС, находящихся в ведении различных дочерних обществ Газпрома, и готовится провести реконструкцию большей части этих станций.

В работу активно включились регионы: компания подписала соглашение о сотрудничестве с 29 субъектами РФ, а также более 200 соглашений о намерениях с автотранспортными предприятиями. На регулярных заседаниях рабочих групп в регионах обсуждаются вопросы предоставления льгот и преференций «газовым» перевозчикам при получении госконтрактов, рассматривается возможность снижения или обнуления транспортного налога для владельцев газобаллонных автомобилей, разрабатываются мероприятия по развитию рынка ГМТ для местных программ повышения энергоэффективности. По информации компании «Газпром газомоторное топливо», осенью Минпромторг планирует подготовить проект правил предоставления и распределения в 2014 году субсидий (около 3,7 млрд руб.) на закупку газомоторных автобусов и техники и внести документ на утверждение в федеральное правительство в октябре 2014 года.

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы