Expo Business Review / Практика / Практика / Третья сторона в споре

5 июня 2013

Третья сторона в споре

Сергей Осутин
Генеральный директор НП «Лига медиаторов» www.arbimed.ru председатель совета директоров консалтинговой группы «О.С.В.»

Успешный бизнес невозможен без столкновения интересов. Спорные ситуации могут возникать на самых разных уровнях. Готовность к конфликтам и умение их разрешать – неотъемлемые качества, характеризующие современного предпринимателя.

В деловой жизни происходят ситуации, которые бизнесмен не может разрешить собственными силами и, осознав это, он обращается к третьей стороне. Наиболее типичны сегодня конфликты с контрагентами (долги, задержки поставок, низкое качество товара) и разногласия совладельцев бизнеса (выход из дела одного из собственников, несправедливое распределение прибыли). В России в таких случаях обычно обращаются в суд. Насколько это решение правильно, мы и попробуем разобраться.

Альтернативный вариант

Действительно, когда речь идет о желании предпринимателя публично наказать своего противника, такой способ разрешения конфликта можно назвать оправданным. В иных же случаях я бы посоветовал бизнесменам всерьез задуматься об альтернативе. Во всех цивилизованных странах, а у нас есть основания относить Россию к таковым, наиболее эффективной процедурой, альтернативой судебным, является медиация, то есть переговоры сторон с участием посредника.

В принципе для медиативного разрешения спора необходимо лишь желание договориться. Взамен стороны получают гарантированную процедурой конфиденциальность, возможность сэкономить время и деньги, сохранив при этом партнерские отношения. Действительно, финансовые потери, которые несет предприниматель, обращаясь в суд, несопоставимы с расходами на бизнес-медиацию. При этом подача судебного иска отнюдь не гарантирует истцу выигрыш дела, не говоря уже об исполнении решения суда. Умелый юрист ответчика может затянуть процедуру на годы, и тогда победа будет воистину пирровой.

Беспристрастное отношение

В отличие от судебного разбирательства, вступление спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор – свободно выбранным. Решения принимаются только по взаимному согласию, и каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации. Никто из участников конфликта не имеет преимуществ и каждому предоставляется равное право высказывать свое мнение, влиять на процедурные вопросы. При этом медиатор сохраняет беспристрастное отношение с каждой из сторон, обеспечивая им равные возможности для участия в переговорах. Если посредник понимает, что по каким-то причинам не может сохранить нейтральность, он отказывается от ведения процесса. Медиатор не имеет права выступать в качестве свидетеля в суде и информировать стороны о содержании индивидуальных переговоров, если не получит соответствующего разрешения.

В самых общих чертах суть процедуры посредничества состоит в постепенном продвижении от провозглашаемых противоборствующими сторонами позиций к реальной ситуации. И здесь уже от самого медиатора зависит, как будет организован процесс переговоров, насколько хорошо он сможет понять участников конфликта и вовремя подвести к необходимости принятия взаимовыгодного решения.

В России медиация получила законодательную базу в 2010 году. Федеральный закон об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) № 193-ФЗ вступил в силу 1 января 2011 года. Он определяет сферу применения медиации – урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров – и устанавливает основные требования к процедуре урегулирования и самим медиаторам. В отдельной статье закона прописано условие раскрытия информации.

Международный опыт

В августе 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО, что сделало отечественный рынок более открытым и актуализировало внешнеэкономическую деятельность целого ряда отраслей. Риски возникновения конфликтов, безусловно, выросли. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок имеет свою специфику, связанную со сложностями взаимодействия международного и национального права, определения судебной юрисдикции, применимости норм материального права и т. п. В этой ситуации медиация с ее гибкими процедурными возможностями должна стать наиболее эффективным способом разрешения конфликтов.

Обмен практическим опытом с иностранными коллегами становится в этом случае более чем актуальным. Умение не судиться, а договариваться – неотъемлемая часть западной культуры ведения бизнеса. В США и Англии за последние десятилетия медиация реализовалась в первую очередь как рыночное предприятие. При таком подходе она становится сферой коммерческих услуг, предоставляемых практикующими медиаторами и организациями. В Германии, например, удачным оказался опыт обязательной судебной медиации, где по отдельным категориям дел досудебное использование посредничества предусмотрено законом. В Канаде в рамках программы «Переустройство судебной системы» примирительные процедуры начали активно внедряться в гражданское судопроизводство. Именно такой поход позволяет существенно снизить нагрузку на суды.

В ближайшие месяцы в Москве начнет практическую работу первый в стране специализированный суд по интеллектуальной собственности, и его председатель Людмила Новоселова уже заявила о намерении создать при суде службу медиаторов. Какими путями будет развиваться система в России, сказать сложно, но нам необходимо знать и уметь применять международный опыт. Для некоммерческого партнерства «Лига медиаторов», крупнейшего на сегодняшний день профильного объединения в России, сотрудничество со специалистами из других стран стало приоритетным направлением деятельности. Лига активно развивает проект «Межрегиональная медиация», в рамках которого уже получила реальное применение комедиация, когда над разрешением конфликта совместно работают два медиатора из разных городов или стран. Успешный опыт комедиации лига приобрела во время совместной работы с американскими, швейцарскими, литовскими и белорусскими коллегами. Организация участвует в подготовке специалистов-посредников, проводит семинары и конференции, где разъясняет предпринимателям новые возможности разрешения бизнес-конфликтов. Часто на таких встречах предприниматели впервые узнают о медиации и обращаются за помощью. Усилиями лиги медиативные процедуры внедряются
в практику работы мировых и федеральных судов.

Сегодня в России

1 % рассматриваемых судом корпоративных споров заканчивается мировым соглашением.

80 % споров с участием медиатора завершается заключением соглашения об урегулировании конфликта.

Медиация, в праве – одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. – alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:

• добровольность;

• конфиденциальность;

• взаимоуважение;

• равноправие сторон;

• нейтральность и беспристрастность медиатора;

• прозрачность процедуры.

Комментарии (1)

Комментировать
Лидия Богатырёва 01.10.2013 14:03:17

t4t4t

ответить    

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы